Экологичное топливо обернулось головной болью, а пассажироперевозчики оказались в «правовом вакууме». Перевод общественного транспорта на природный газ (метан) в Орске проходит не так гладко, как планировалось. Напомним, автомобили на газомоторном топливе массово внедряют по всей стране. Такую задачу несколько лет назад поставило федеральное правительство. На сегодняшний день общественный транспорт в Орске в большинстве своём заправляется другим газом — пропаном. Он, в отличие от метана, дороже и наносит больший вред экологии.
Плюсы и минусы перехода на метан на практике обсудили на заседании в городской администрации. Три года назад Орск получил субсидии на закупку 9 автобусов, работающих на экологически чистом виде топлива, ещё 10 единиц переоборудовали. Подвижный состав ряда предприятий тоже перешёл на газ. Самый злободневный вопрос на сегодня — сначала оборудовать заправки или сам транспорт? В итоге пришли к выводу, что работать необходимо по двум направлениям.
Одна метановая заправка в Орске уже есть, скоро появится еще одна — в районе улицы Стартовой. Её достроят уже в этом году. Но двух пунктов явно не достаточно, нужна целая сеть.
— У перевозчика должна быть возможность заправиться через 50, 100 километров, во время путешествия, — подчеркнул заместитель министра экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области Сергей Липаткин. — Строительство заправок в отдельных муниципальных образованиях ничего не решит.
Перевести транспорт на газ, как оказалось, не так легко из-за бюрократических проволочек: нужно пройти экспертизу, обратиться в ГИБДД, затем бумаги отправятся в Оренбург.
— Свидетельство выдаётся за подписью главного инспектора области или его заместителя. — пояснил начальник МРЭО ГИБДД №2 при УМВД России по Оренбургской области Игорь Мелентьев.
По вопросам переоборудования все желающие могут обратиться по адресу: г. Орск, ул. Советская, 79 (здание отдела №2 полиции). Контактный телефон: 8 (3537) 29-58-03.
Получить свидетельство на руки перевозчик сможет только в областной столице. Вот только на чём туда ехать, если автомобиль переоборудован, а документов до сих пор нет? Ждать иногда приходится более месяца. О подобном «правовом вакууме» сообщил генеральный директор ООО «Орскавтотранс» Ермек Алкулов и тут же задал извечный вопрос: «Что делать?»
— За месяц — потери, пока транспорт находится в простое, и такая же ситуация сложилась по всем предприятиям.
Без отметки в ПТС, рассказывают перевозчики, водителя просто оштрафуют, а машину поставят на простой — а это очередные убытки. Поначалу выступавшего заверяли в обратном. Но случаи, когда «инспекторы не наказывают» оценили не иначе как «жест доброй воли».
Правоохранители поспешили заверить: с документами, которые остались после испытаний водителям можно не опасаться. Только вот на территории соседних государств, если говорить о междугородных перевозках, такая документальная «заплатка» вряд ли сойдёт. Поэтому проблему призвали решить как можно скорее.
Поговорили на заседаниях о плюсах метана: его экономичности, экологичности и главное — безопасности. Воспламеняется газ при температуре в 600 градусов, так что даже в случае аварии баллоны не взорвутся. Заместитель начальника коммерческого отдела филиала ООО «Газпром газомоторное топливо» в Екатеринбурге Ян Новицкий заверил собравшихся, что роста цен опасаться не стоит.
В этом году компания, призванная консолидировать в стране газомоторную отрасль, должна построить 35 заправок, к 2025 году их должно быть порядка 2000. Так что две орские станции — пока только первые шаги.
Дмитрий Старостенко.