Оренбургские педагоги борются с группами смерти. Несмотря на то, что нескольких лидеров деструктивных интернет-сообществ задержали, их последователи продолжают набирать жертв из разных уголков России, в том числе из Оренбурга.
В овладении гаджетами сегодняшние школьники дадут фору любому взрослому. А вот ответить на вопрос, что такое хорошо, а что такое плохо, сегодня им сложнее, сообщает «МК в Оренбурге». Так уж вышло, что большую часть времени дети проводят в виртуальном пространстве, а там, к сожалению, найдется любая гадость. В силу несформированного мировоззрения детей как надирает отыскать что-нибудь этакое.
— Я никогда не копался в планшете у своего ребенка, — рассказывает папа 12-летней девочки, — но она оставила его на диване и не закрыла страницу в социальных сетях. В глаза бросились страшные картинки, а потом я начал читать. От увиденного в горле пересохло… На фото ужасающие сцены самоубийств, фразы, в которых единственный выход из ситуации — это лишение себя жизни.
Своей находкой отец поделился с супругой, а потом они решили сходить к школьному психологу. Решиться на откровенный разговор было непросто. Что они сделали не так? Откуда у их ребенка интерес к таким темам? В образовательном учреждении, к слову, отреагировали адекватно. Обвинять в упущении воспитания не стали, напротив, похвалили за бдительность.
Конечно, у детей из неблагополучных семей вероятность оказаться в так называемых «группах смерти» выше, чем у тех, кто растет в хороших условиях. Однако в подобных сообществах зачастую оказываются дети из семей, где, кажется, все хорошо. Поиск адреналина, отсутствие ощущения угрозы, сиюминутная грусть… Понять, что именно движет чадом, когда он вступает в такую группу, сложно... Если ребенок посещает такие интернет-ресурсы, он уже, возможно, в психологическом капкане, под воздействием опытных манипуляторов. Как оказалось, картинки — не самое страшное в этих сообществах. С участниками администраторы ведут игру, в которой несколько ступеней. Всех, кто начал играть, приучают выполнять команды.
К примеру, одно из заданий — сделать фото в экстремальных условиях. Селфи на краю крыши многоэтажного дома, в вырытой могиле и других жутких местах потом появляются на стене группы. Тем, кто проходит определенные этапы, пополняют баланс мобильного телефона, что служит дополнительным стимулом к продолжению. На сайте дети с легкостью выкладывают свои персональные данные: имя, возраст, номер мобильного телефона. В процессе игры участники перестают различать живую и виртуальную реальность, превращаясь в марионеток. Для выполнения самой страшной команды организаторы могут выбрать ночные часы, когда сознание замутненное, позвонить на телефон, отправить смс с инструкцией или еще какой-либо способ, чтобы подтолкнуть ребенка на отчаянный шаг.
Учителя вылавливают детей в Сети.
Очевидно, что монстров, которые управляют сознанием школьников и студентов, голыми руками не возьмешь. Правоохранители ведут свою работу, но на месте одной закрытой группы появляются две новые. Мы поинтересовались в городском отделе образования, как на местном уровне ведется борьба с виртуальным врагом детской психики. Оказывается, наши учителя «в теме». В оренбургских школах проводится комплекс мер по предотвращению примыкания детей к группам смерти.
— Для отслеживания подростков, интересующихся такими интрнет-ресурсами, педагоги регистрируются под вымышленным ником на сайтах подобного направления и выявляют своих учеников, — сообщили в управлении образования города Оренбурга.
Психологам, социальным педагогам, классным руководителям рассказывают об изнанке этих групп с различных ракурсов. Для педагогических работников даже организуют курсы с участием врача-психиатра. С семьями детей, проявляющих признаки «аутдеструктивного поведения», проводится индивидуальная работа: консультации психолога, беседы, организуется занятость в системе дополнительного образования.
— Я хорошо подготовилась к разговору с детьми на эту тему, — рассказывает классный руководитель одной из средних школ Оренбурга, — но был какой-то страх. Тема очень неприятная. Дети отреагировали нормально, рассказали сами что знают, пообещали обходить такие сайты стороной. Во время беседы с родителями выяснилось, что многие из них и представления не имеют о том, что это такое и с детьми об этом не говорят.
А ведь именно откровенный разговор — важный элемент формирования детского мировоззрения в целом и в профилактике суицидов в частности. Руководители многих образовательных учреждений областного центра уже провели собрания, посвященные этому вопросу. В подкрепление своих слов приглашали компетентных специалистов. Но пока откликнулись не все школы. Да и не все родители, как это обычно бывает, удостоили чести присутствовать на собрании.