13 февраля, 18:40
Расшифровка данных параметрического самописца завершена. Предварительная и одна из основных версий — неверные данные о скорости полета. Ошибка приборов, вероятно, была связана с обледенением ППД (приемника полного давления) при выключенном состоянии систем их обогрева.
Согласно данным МАК, внештатная ситуация на борту упавшего Ан-148 начала развиваться через 2 мин 30 сек после взлета. Высота составляла 1300 метров. Скорость по приборам — 465-470 км/ч. Данные о скорости самолёта, которые поступают к командиру экипажа и второму пилоту, стали различаться. Примерно через 25 секунд расхождения стали равны 30 км/ч. Сработала сигнализация.
Примерно через 50 секунд на высоте около 2 км датчик снова стал «врать» и показывать разницу в скорости, причем эта разница продолжала расти. Пилоты в этот момент отключают автопилот и пытаются сами справиться со сложившейся ситуацией.
Спустя 34 секунды один из датчиков показывает скорость 0 км/ч, а второй — 540-560 км/ч. Вдруг и по показаниям на втором скорость начинает падать до 200 км/ч.
Самолёт в этот момент начинает резко снижаться. Ан-148 врезается в землю на скорости около 800 км/ч.
Новые данные специалисты МАК получат после расшифровки речевого самописца самолета.
13 февраля, 17:34
Специалисты МАК начали расшифровку «черных ящиков» рухнувшего Ан-148. По их данным, авария могла произойти из-за неверных данных о скорости полета на дисплеях самолета, а также обледенения двигателя. Самолет двигался медленнее, чем предполагали пилоты, агрегаты покрылись льдом, обогрев был выключен. Официального подтверждения этому пока нет.
На данный момент поисковые работы на месте трагедии завершаются. Спасатели работали всю ночь в три смены. Были привлечены несколько сотен единиц спецтехники, беспилотники, тепловые пушки. Инженерная техника будет поднимать крупные фрагменты самолета. Были озвучены страшные цифры: на месте крушения Ан-148 обнаружено уже более 1400 фрагментов тел погибших. Спасатели обследовали более 30 га площади. Найдены также около 500 фрагментов самолета.
Основные факты:
- «Черные ящики» найдены. Началась расшифровка.
- ДНК-пробы взяты у родственников погибших. Обследование прошли 66 человек. Оно проводилось в ГБ №4 Орска экспертами, прилетевшими из Москвы спецрейсом. В Орск прилетел Михаил Бабич.
- В орском аэропорту приземлился первый пассажирский самолет после авиакатастрофы. Як-42 от «Ижавиа». Пассажиры сообщили, что полет прошел спокойно. Ведутся переговоры о постоянных рейсах.
- В Комплексном центре Орска началось оформление документов на выплаты материальной помощи родственникам погибших в авиакатастрофе. Всем семьям погибших выплатят страховых 2 млн рублей. Будут выплаты региональных бюджетов, местного бюджета и одной из страховых компаний. Открыт официальный счет для пожертвований.
- По всей стране продолжаются панихиды по погибшим. Люди несут поминальные службы, возлагают цветы, игрушки, зажигают свечи. Открыт вопрос о создании официальной доски памяти в Орске.
Страшная трагедия случилась 11 февраля. Самолет Ан-148 «Саратовских Авиалиний» сообщением Москва — Орск потерпел крушение через несколько минут после взлета. Он рухнул в Раменском районе Подмосковья. Погибли 71 человек: 65 пассажиров, в числе которых трое детей, а также 6 членов экипажа. Авиакатастрофа произошла в нескольких десятков метров от жилых домов. Жертв могло быть больше.
Лайнер Ан-148 с бортовым номером RA-61704, который выполнял регулярный рейс 6В-703 Москва — Орск, должен был вылететь из столичного аэропорта Домодедово в 14:00. Однако он оторвался от земли только в 14:21. В аэропорту Орска прилёта борта ждали в 16:35 по московскому времени, сообщает Лайф.
Последний разговор диспетчера аэропорта и командира: диспетчер задает маршрут, пилот отвечает и прощается.
В 14:27 Ан-148 внезапно пропал с экранов радаров. Диспетчеры вызывают борт 703 ответа нет. Другой самолет просят осмотреть место падения.
Саратов 703, ответь, 703, правильно? Саратов 703! Москва зовет и зовет
Во время полета борт нырял в ямы. Он набрал высоту до 1800 метров, скорость — 600 км/ч, затем начал снижение до 1500 м, затем опять поднялся до 1800 м и резко нырнул вниз. Отметка 900 м и исчезновение с радаров. Эта покажет диаграмма полета.
Оперативные службы сразу же забили тревогу. В это время, по некоторым данным, из деревни Аргунова в спасательную службу был звонок от местного жителя. Он якобы сообщил, что началась ядерная война. Ему не совсем поверили, отправили на место бригаду скорой и несколько сотрудников МЧС. Спустя 40 минут развернулась масштабная спасательная операция.
С места крушения были опубликованы первые кадры. Затем появилась запись с камеры наружного наблюдения, установленной на одном из домов.
Первые очевидцы заметили на месте трагедии почтовые письма. Была версия столкновения с вертолетом «Почты России». Позже эту версию отсеяли. Письма были на борту Ан-148.
Федеральные СМИ сообщают, что в день катастрофы вылет Ан-148 из Саратова откладывали три раза по техническим причинам. Перед роковым полетом лайнер совершал рейс из Пензы в Саратов. Там люди ждали борт три часа. Пассажиры не ожидали увидеть Ан-148, должен был прилететь Як. Тем не менее, полет до Москвы прошел комфортным. А в Орск — смертельным...
После крушения следователи проверили качество топлива в аэропорту Пензы, пробы керосина отправили в лабораторию, чтобы понять, могло ли топливо привести к сбоям в работе двигателей.
Самолёты «Саратовских авиалиний», вылетающих из Домодедово развернули на ВПП:
- В Киров не разрешили взлет Embraer 190 из-за нарушений в подготовке. После осмотра самолет взлетел.
- В Толмачёво Як-42 не пустили по той же причине, однако после допосмотра и задержки в несколько часов борт взлетел.
- В Саратов также не отправили Як-42, была нехватка экипажа. Проблему устранили, самолет полетел через несколько часов.
Диспетчер, который вел рухнувший самолет Ан-148, сообщил, что доклада о неисправностях от пилота не было.
Самолет взлетел в штатном режиме, ему дали разрешение на подъем на 110 эшелон, неожиданно на 70 эшелоне самолет начал снижение, на связь больше не выходил, на запросы диспетчера не отвечал.
Mash публикует первый комментарий генерального директора «Саратовских Авиалиний» Алексея Вахромеева по поводу крушения их самолета в Мособласти:
— Что вы от меня хотите? Я в дороге! Я вас плохо слышу, и вы меня не слышите!
— Но мы вас слышим!
— Мне некогда!
А был ли самолет старым? Нет. Борт Ан-148-100В с регистрационным номером RA-61704 был изготовлен в 2010 году по заказу ГТК «Россия». Первый регулярный рейс совершил 26 июня 2010 года. В 2015-2017 годах находился на хранении из-за отсутствия запчастей. С февраля 2017 года эксплуатировался авиакомпанией «Саратовские авиалинии».
Самолет Ан-148 — это совместный российско-украинский проект. Судно строили на воронежском авиазаводе. С начала российско-украинского конфликта их производство в России свернуто. Это вторая крупная авиакатастрофа с его участием. Первая произошла в 2011 году во время испытательного полета перед передачей лайнера заказчику. Тогда погибли шесть человек.
При этом сообщается, что самолет эксплуатировали с нарушениями. В ноябре 2017 года в течение месяца проводилась проверка авиакомпании, в ходе которой выявились следующие проблемы: была нарушена периодичность замены масла в редукторах и промывки фильтра воздушного стартера.
По нашим данным, последние сообщения от пассажиров АН-148 имели следующее содержание:
«В самолёте очень холодно».
«Мы никак не можем взлететь».
По словам пресс-секретарь компании «Саратовские авиалинии» Елены Вороновой, самолетом управляли опытные пилоты. «Экипаж опытный, самолет надежный. Нареканий не было». Главным пилотом упавшего самолета был Валерий Иванович Губанов. «У Валерия Ивановича 2800 часов налета на данном типе самолета, а всего пять тысяч часов налета».
В качестве предварительной причины падения Ан-148 «Саратовских авиалиний» под Москвой называют отказ и взрыв двигателя. Позже жители Раменского района скажут, что слышали взрыв в небе. И видели, как борт разлетелся в воздухе. Следователи опровергнут версию, сообщив, что взрыв произошёл, когда борт упал на землю.
— Был взрыв... Большое облако, вот как ядерный, только в миниатюре! — рассказал паблику Life shot местный житель Александр.
— Взрыв был хороший! Аж тряслось всё! — заявил другой.
— Сперва что-то взорвалось под крылом, и оно загорелось. После этого была ещё одна вспышка — и самолёт резко упал вниз. Вспышку видели все. Всё было так быстро, — приводит слова другого очевидца паблик Mash.
Несмотря на слова очевидцев о взрыве на борту самолёта, версия о теракте не рассматривается. Опрошенные Лайфом эксперты также не исключают версию взрыва двигателя. На это указывает большой разброс обломков, их расположение по ходу движения самолёта, а также внезапный обрыв связи с экипажем.
Многие называют причиной то , что перед вылетом рухнувший Ан148 не обработали противообледенительной жидкостью. По данным паблика Mash, на первых допросах сотрудники технических служб Домодедово заявили, что перед полётом самолёт был все таки обработан. Если у разбившегося Ан-148 и было обледенение, то к прямому взрыву или пожару оно привести не могло.
— Для взрыва нужно наличие горючего материала и источника возгорания, — пояснил один из экспертов.
Однако возможный сценарий взрыва мог быть такой: после обледенения самолёт начинает падать, экипаж прибавляет обороты двигателя, создаёт дополнительную нагрузку, он разрушается или загорается, происходит взрыв.
Также в качестве версий крушения рассматривают плохие погодные условия, и человеческий фактор.
Следственный комитет России возбудил уголовное дело по статье о «нарушении правил эксплуатации воздушного транспорта, повлекшем смерть двух или более лиц». Следователи изымают эксплуатационную документацию в компании «Саратовские авиалинии» и допрашивают ее сотрудников в связи с крушением самолет.
В ближайшее время найденные бортовые самописцы рухнувшего самолета внесут ясность и, возможно, раскроют причины, по которым оборвалась 71 человеческая жизнь. Самому взрослому пассажиру рейса 6В-703 Москва — Орск было 80 лет, самому младшему — всего 5...
Фото: Межгосударственный авиационный комитет, журналисты Orsk.ru, фотографы федеральных СМИ, интернет.