Две молодые орчанки обратились к президенту страны с просьбой не допустить строительство мусороперерабатывающего завода с полигоном в черте города. Анастасия и Людмила Балашовы составили коллективное обращение к Владимиру Путину и уже получили промежуточный ответ. Им стал визит делегации областного правительства, которую возглавила вице-губернатор Вера Баширова. Встреча, напомним, прошла без представителей СМИ. Наболевшую для горожан тему обсудили с инициаторами послания президенту и другими общественниками.
— Да, по нескольким позициям общественность согласна с властью. Да, необходимо цивилизованно решать проблему с мусором, необходимо решать вопросы с несанкционированными свалками. В частности, было поддержано решение власти, что жители сельской местности и посёлков теперь тоже будут платить за вывоз мусора, это правильное решение. Но, естественно, камнем преткновения является место расположения, выбранное для завода и полигона. Население не согласно с выбором данного места, считает его неудачным из-за близости жилых районов. И люди прежде всего на себе ощутят негативные последствия от строительства данного завода, от захоронений на полигоне. К сожалению, пока мы не услышали предложений по альтернативным площадкам. Хотя при принятии любого управленческого решения всегда рассматривается несколько альтернатив. Они оцениваются по критериям, выбирается наиболее подходящая альтернатива, — пояснила нам Анастасия Балашова.
Вице-губернатор, по словам собеседницы, предложила создать общественную группу контроля, которая будет наблюдать за процессом строительства, изучать документацию. Правда, конкретных решений пока не было, группа не оформлена. Да и вопрос этот, честно говоря, не первоочередной. Пока основные дебаты касаются места расположения завода. Участок возле Новотроицкого шоссе, за который так ратует администрация, оказывается, имеет любопытную кадастровую историю.
— Участок, действительно, поставлен на кадастровый учёт в 2007 году. Категория — земли поселений, а цель использования — размещение мусоросортировочного комплекса с полигоном. Но законодательство РФ запрещает захоранивать отходы в границах населенных пунктов. Непонятно, как можно было выделить участок для этой цели, если его не вывели за границу населенного пункта? Причем законодательство и до 2007 года, и после 2007 года запрещает это делать. Ранее были «границы городских и иных поселений». Смысл законодательства не поменялся, в любом случае нельзя было выделить участок для захоронения отходов, — добавила девушка.
Документов с публичных слушаний того года девушки в сети не нашли и отправили соответствующий запрос в администрацию. Там...пока ищут. И что самое интересное — аналогичная ситуация и по строительству завода в целом. Никаких реальных документов, помимо слов и красочных брошюр из зарубежных стран — никто так и не предоставил.
— На встрече с вице-губернатором нам сказали, что до 20 сентября нам должны подготовить информацию, более развернутый ответ дать, либо если данный вопрос прояснить нельзя — обосновать, по каким причинам ответ дать не могут. Также мы отправили обращения в городской совет депутатов, письмо на имя главы Орска, ждём ответов, — подчеркнула Людмила Балашова.
А вот заседание горсовета, на котором примут важное решение — изменять границу или нет — должно состояться неделей позже, 26 сентября. Насколько будет полезна документация в столь короткий срок — вопрос, сами понимаете, скорее риторический.
— Нас уверяли, что объект будет экологичным, абсолютно безопасным, за это даже не стоит беспокоиться. Но каких-то документов, которые бы подтвердили эту экологичность, пока никто не предоставил. Даже нет проекта, по словам чиновников, он должен быть привязан к конкретному месту.
Девушки получили высшее образование по специальности «Производственный менеджмент», в вопросе разбираются детально, и судьба родного города беспокоит их не меньше опытных общественников.
— Говорят, почему население боится? Да потому что понимает: это промышленный объект. Да, документов пока нет, но в производственном менеджменте, в частности, в безопасности жизнедеятельности и любом авторитетном пособии упоминается аксиома о потенциальной опасности, в соответствии с ней любое промышленное производство потенциально опасно, пока не доказано обратное. Это не общественность должны доказывать, что объект опасен, а нам при помощи экспертиз и иных документов должны доказать, что он будет безопасен, — отметила Анастасия.
А вот мнение людей до последнего предпочитают не слышать.
— Мы часто бываем в Москве, власти стараются прислушиваться к мнению горожан по любому вопросу: от выбора цвета новой ветки метро до рецепта пирога «Москва», проводятся голосования. Помнится, и губернатор Оренбургской области в 2011 году заявлял: по всем ключевым вопросам правительство советуется с народом, поэтому мне бы очень хотелось, чтобы мнение горожан услышали.
С полным текстом обращения Владимиру Путину вы можете ознакомиться ЗДЕСЬ.
На пресс-конференциях власти постоянно требуют от общественников назвать альтернативные места. Но когда те называются — всерьёз их почему-то не воспринимают. Солеиспарители никелькомбината, уже готовая по сути площадка в посёлке Победа как минимум. Второй вариант инициаторам и вовсе почему-то ставят в упрек: мол, вы что, защищаете интересы коммерческого предприятия?
В таком случае возникает закономерный вопрос. Столь рьяно, бескомпромиссно отстаивая многострадальный участок в черте города, чьи интересы защищают орские власти?