Легендарный авиаспортклуб «Стрижи» в этом году отмечает юбилей 85 лет, но по иронии судьбы именно сейчас клуб в тупиковой ситуации. Один самолёт стоит на земле уже 4 года и ждёт ремонта. Другой, который ещё может летать, на приколе в ангаре, и не может получить сертификат лётной годности.
Старший парашютист-инструктор Игорь Дерюго один из немногих сотрудников АСК «Стрижи», кто ещё остался в штате. Осенью почти весь коллектив был вынужден уволиться, чтобы не копились долги по заработной плате. Свой первый прыжок он совершил в 1988 году, и с тех пор безнадёжно влюблён в небо. Но летом 2019 года ни он, ни кто-либо другой не сможет оторваться от земли.
Игорь Дерюго, старший парашютист-инструкторХожу смотрю за всем хозяйством, тоскую по небу. По пятому океану. В небо тянет. Сделав один прыжок, уже не забудешь об этом, постоянно будет тянуть.
АН-2 00428, который стоит в поле, необходимо отправить в г.Шахты, ведь авиапарк ДОСААФ может ремонтироваться только там, на профильном авиаремонтном заводе. Если раньше борт мог добраться своим естественным ходом, то сейчас махину нужно разбирать и доставлять по земле. Но это не главная проблема. Авиаспортклуб должен Шахтинскому АРЗ 500 тысяч рублей за предыдущий ремонт в 2013 году. Предприятие судилось со «Стрижами», выставив счёт в 1 000 000 рублей. Расчётный счет орского клуба сразу же был заблокирован. В итоге с руководством завода было достигнуто мировое соглашение, по которому Шахтинский завод требует со «Стрижей» только свои 500 тысяч.
Александр Антонов, начальник орского авиаспортивного клубаВ 2013 году причины вообще непонятны, деньги были, летали несколько бортов, летал ЯК-52, летал АН-2, парашютистов было много, интерес к парашютному и авиационному спорту не угасает, причина, по которой не был оплачен счет, назвать немогу.
Александр Антонов стал начальником авиаспортклуба в 2017 году. Он рассказал, что все деньги, которые поступают «Стрижам», автоматически уходят на погашение долгов: за ремонт самолёта, за энергоресурсы, а также задолженности по заработной плате и перед налоговой. Городские помещения «Стрижей» на улице Радостева уже год отключены от тепла, электричества и воды, а на самой базе — ограниченная подача ресурсов.
Есть в технопарке и ещё один борт, который поднимал в воздух парашютистов и любителей в прошлом году. АН-2 00390 стоит в ангаре. Он ещё может встать на крыло, но сначала нужно получить сертификат лётной годности. И опять всё упирается в долг перед Шахтинским АРЗ.
Александр Антонов, начальник орского авиаспортивного клубаНо чтобы получить сертификат лётной годности, нужно погасить задолженность. Плюс ещё 65 тысяч за определённый вид документов за обследование. Ребята приезжают и прогоняют двигатели на всех режимах, дабы дать заключение, что сертификат летной годности нужно продлить.
И этому самолёту скоро нужен будет ремонт всё на том же Шахтинском заводе. Вот примерный прайс-лист: отремонтировать один АН стоит 4 000 000 рублей, один ЯК — 2 500 000. Александр Антонов просил у совета директоров 475 000 рублей на погашение долга перед АРЗ. Деньги, по его словам, поступают мизерными суммами. Ведутся переговоры с муниципалитетом.
Александр Антонов, начальник орского авиаспортивного клубаСегодня есть договорённость, что часть всего имущества 30% ДОСААФ передает в город Орск. Если Орск принимает обязательства, можно открывать несколько ставок. Невозможно же говорить людям — пойдём ко мне работать бесплатно. Но определив ставки, можно пригласить людей. Многие лётчики болеют за небо.
Напомним, что в марте 2016 году был подписан договор о строительстве Центра патриотического воспитания на базе спортклуба «Стрижи».
Здесь должны были появиться взлетно-посадочная полоса, выставочный комплекс военной техники, танкодром, воздушно-десантный комплекс, автодром, картодром, скалодром, аэродинамическая труба, стрельбище, стадион и многое другое. В итоге был построен только воздушно-десантный комплекс с вышкой, которая на сегодня полностью в рабочем состоянии.
Впрочем, даже без аэротрубы и танкодрома база «Стрижей» уникальна сама по себе. Здесь обучались Герои России, проходили международные соревнования, были организованы детские лагеря для самых смелых, а главное, тысячи людей полюбили полёт и небо на всю жизнь.