Насколько богатой на скандалы была политика и околополитика Орска в 2020 году? Давайте вспомним, чьи имена фигурировали в новостных сводках. Небольшой спойлер: всё те же, что и в 2019 году, за исключением нескольких персонажей.
Губернатор Денис Паслер, хоть и не является орчанином, но обойти его стороной мы просто не можем. На открытии Года памяти и славы в Оренбуржье во время прямой трансляции был показан видеоролик с множеством грубых фактических ошибок. Например, информацию об Орском мясокомбинате, где делали лекарства, сопровождала фотография лаборанта из США.
Но самое главное — оговорка Дениса Паслера.
Денис Паслер, губернатор Оренбургской областиНам хотелось, чтобы в каждую семью, и каждую семью затронула война…
В правительстве прокомментировали видеоролик так: это были техническая ошибка, человеческий фактор и черновики. На сервер в спешке была залита не та ссылка. А что касается оговорки — то сказалось волнение. Губернатор тоже человек.
Ну а вся политическая шумиха в Орске в 2020 году так или иначе была связано с выборами в горсовет. И началась она еще на этапе агитации. Кандидаты в депутаты в орский городской совет Виталий Омельченко и Роман Гафаров сцепились в словесной схватке во время встречи с избирателями.
Причем Роман Гафаров и Виталий Омельченко баллотировались по разным округам, то есть по факту делить им было нечего. Так что же стало предметом спора? Современный уклад жизни в России. Обе стороны конфликта позже высказались в студии Orsk.ru, Виталий Омельченко в итоге стал депутатом на своем округе, Роман Гафаров — нет.
А вот бунтарь и активист от горсовета прошлого созыва Антон Зудилов не прошёл в кандидаты из-за собственной досадной ошибки: он подал документы не по форме. Это всех удивило, во-первых, Антон юрист, а во-вторых, он не стал бороться с требованиями федеральных законов, которые едины для всех. И для согласных, и для несогласных.
Антон Зудилов, депутат городского советаВы знаете, мои эмоции сегодняшние... Я даже может быть и рад этому, потому что за 5 лет я потратил столько сил, столько нервов, я думаю, что, наверное, судьбой предоставлена мне эта возможность сделать перерыв.
Итак, агитация отшумела, и состоялись сами выборы в горсовет. Необычные для Орска — с рекордно низкой явкой. Но даже с учётом малой заинтересованности электората не обошлось без инцидентов. Во время досрочных выборов на одном из избирательных участков не сошлись цифры.
Виктор Кальнишевский, наблюдательПридя туда, я попросил у них список людей, которые проголосовали по датам. Конкретно — сколько людей в каждый день проголосовали. Мне предоставили этот список. В этом списке числилось 17 человек. Этот список посмотрел и попросил проверить количество голосовавших именно в бюллетенях. Когда мы начали подсчитывать бюллетени, оказалось, что их 20, то есть проголосовавших людей 17, а бюллетеней упакованных — 20.
На что председатель избирательной комиссии Орска Владимир Головырских заявил, что в принципе никаких бюллетеней наблюдателю не должны были показывать. А тетрадка, которую смотрел Виктор Кальнишевский, не является никаким документом. Это личное пожелание членов избирательной комиссии — вести отчет.
Но это ещё не все. В тот же день на другой участок кандидат в депутаты вызвала полицию: количество проголосовавших по данным избирательного участка не совпало с данными избиркома. Но и это оказалось объяснимо. Так как голосование шло несколько дней, то избирком приплюсовал голоса за предыдущие дни.
Так и прошли выборы. Тихо, почти мирно, немногочисленно. И уже постфактум был обнародован интересный факт: согласно данным избирательной комиссии, в посёлке Тукай проживает небывало сознательный народ: здесь высказать свою позицию пришло почти 86% местного населения (при общей явке по Орску в 12%!) А депутат Александр Рагузин, который проиграл здесь своему сопернику, пытался доказать, что выборы были нечестными. Но его не пустили даже на территорию школы, где располагался избирательный участок.
В итоге экс-кандидат дошёл до суда, но успеха так и не добился.
Ну и сами горсоветы в обновлённом составе не обошлись без скандалов. Из-за того, что несколько депутатов были без масок, пришлось вызвать полицию прямо на заседание. А у каждого уважительная причина — у кого-то ларингит не позволяет носить маску, кто-то и так соблюдает дистанцию. Маски в итоге пришлось надеть всем.
Согласны, политические скандалы в 2020 году были странными: оговорки, математические несостыковки, маски. Впрочем, какой год, такая и политика.