Фото архив 27 января 2020 года
27 января мы вспоминаем одну из самых ужасных страниц истории — блокаду Ленинграда во время Великой Отечественной войны. Она продлилась 872 дня. За это время страшный голод унес полтора миллиона жизней — больше половины населения города. Ленинград освободили 77 лет назад. Из-за пандемии в этом году в Орске не было торжественного чествования тех, кто прошел через этот ужас. Глава города приехал к блокадникам домой. В Орске свидетелей страшных событий осталось немного. Среди них Марина Шиленко — жительница блокадного Ленинграда, которой тогда не было и пяти лет. Марина Дмитриевна рассказывает, что о начале войны она узнала, когда гостила у бабушке в Луге. Тогда её тетя и двоюродная сестра были вынуждены в срочном порядке ехать в Ленинград.
Марина Шиленко, блокадница, председатель клуба «Как молоды мы были»Я помню, как мы стояли. Мимо нас проносились большие поезда и красные кресты. Разбитые окна, пробитые стены вагонов. Мчались эти поезда в Ленинград. Видимо, со стороны Эстонии. Оттуда ехали поезда в Ленинград. Помню, мы стояли, и груды стекла под ногами.
Отец Марины Дмитриевны практически сразу ушёл на фронт, а мама работала на обувной фабрике «Скороход» без выходных и отпусков. Дети оставались дома одни.
Марина Шиленко, блокадница, председатель клуба «Как молоды мы были»Сразу было объявлено военное положение, поэтому ни выходных, ни отпусков, ничего этого не было. Старшие ходили в школу: Нина и Лена, а потом Лена пошла работать, а Нина сидела с нами. Холодно, голодно. Помню такой момент, когда разбомбили склады, где хранились продукты на город. Я помню, что сестры взяли меня с собой. И помню, как сейчас, по асфальту текли чёрные лужи из-под забора. Видимо, это сахар горел.
Как рассказывает Марина Дмитриевна, они жили на Софийской улице. Сначала их заставляли всей семьёй спускаться на первый этаж, потому что бомбоубежища в их доме не было. Потом от голода один из братьев и мама уже не могли ходить.
Марина Шиленко, блокадница, председатель клуба «Как молоды мы были»Потом у нее уже не было сил спускаться — голод. Брат перестал ходить, а меня, наверное, сестры тащили. Но я помню квартиру, где мы сидели на первом этаже в квартире у кого-то там. В каждом подъезде собирались люди и просто сидели. Помню, потом мама говорила: «Что нас гоняют туда? Убьют, так наверху, а внизу — засыплет, если дом разбомбят».
Самой голодной блокадной зимой выдавали 125 грамм хлеба в сутки на человека, ежедневно от истощения умирало до 4 тысяч ленинградцев. А мама Марины Дмитриевны сумела сохранить всех своих четверых детей. В доме жгли все, что можно: бумагу, вещи, мебель. Семью все время уговаривали эвакуироваться, но мать Марины Дмитриевны отказывалась. Уехали из Ленинграда они только летом, пережив самое страшное — зиму в оккупированном городе без еды, воды и под постоянными бомбёжками.
Марина Шиленко, блокадница, председатель клуба «Как молоды мы были»16 июля мама сдалась, и нас через Ладогу эвакуировали. Это было вечером. Машина подъехала, мама нас собрала. Взять она уже ничего не успела, только что-то из одежды. Мы маленькие, и мама уже была больна.
Вернуться в Ленинград семья смогла уже после войны. Но сначала им пришлось ехать к бабушке, в Лугу. От места эвакуации до Луги они добирались 28 дней.
Марина Шиленко, блокадница, председатель клуба «Как молоды мы были»Мы поехали где-то в сентябре, потому что маме надо было вырыть картошку. Она ее где-то сажала. Мы ее сдали в багаж, но она не доехала до Ленинграда. Сказали, что ее крысы съели. Мы ехали 28 дней.
После окончания войны Марина Шиленко переехала в Орск по направлению от техникума и всю свою жизнь проработала на швейной фабрике.
Марина Шиленко, блокадница, председатель клуба «Как молоды мы были»Я — третий ребенок. Мне было уже дозволено учиться очно. Старшие заканчивали вечерние, старшая — институт вечерний железнодорожный. Так до пенсии и работала в управлении Октябрьской дороги. Вторая работала с мамой на «Скороходе». Она закончила обувной техникум. А я дневной. И распределили меня в Орск на строящуюся швейную фабрику.
Через три года, в 1959 году Марина Дмитриевна вышла замуж. Сейчас она трижды прабабушка. Кстати, сегодня у клуба «Как молоды мы были» значимая дата — 20 лет со дня основания.
Марина Шиленко, блокадница, председатель клуба «Как молоды мы были»Организовала этот клуб Зоя Сергеевна Шереметьева. Это удивительный человек был. Она приехала в Орск как переселенец, никого не зная, сумела организовать такой клуб. Она не знала никого, но она такой клуб организовала и сплотила всех блокадников.
В Орске сейчас проживает всего 14 блокадников. В этот день в очередной раз напомним ветеранам, что мы им бесконечно благодарны за их стойкость и мужество.
фото и видео Orsk.ru