В январе 1734 года обер-секретарь Иван Кирилов подал на рассмотрение императрице Анне Иоанновне составленное им: «Обширное изъяснение о киргиз-кайсацкой и каракалпацкой ордах». Учитывая то обстоятельство, что эти народы приняли Российское подданство, он предлагал план мероприятий, которые были направлены на защиту земель новых подданных от нападений джунгар: «укрепить юго-восточные границы государства, построить город - крепость в устье Орском, сделать его главным опорным пунктом края. А от него по Яику, Самаре, Сакмаре строить крепости, редуты и форпосты, которые составят новую пограничную линию…». По его мнению, этот город должен был стать центром торговли России с государствами Средней Азии. Для этого необходимо построить дорогу от нового города до Аральского моря, а затем морем и рекой Аму- Дарья до Бухары и далее. Для успешного выполнения этого плана необходимо было «снабдить всемилостивейшею привилегиею, надлежащим гарнизоном, потребными работными людьми и протчим…».
Проект обер - секретаря Сената Ивана Кирилова о строительстве русской крепости на юго-восточных рубежах России был рассмотрен и утвержден императрицей Анной Иоанновной.
Своим указом она назначает Ивана Кирилова начальником экспедиции, отправляющейся к устью реки Орь, для строительства Оренбургской крепости. Успешный опыт Петра I, осуществленный на западе России, предполагалось повторить и на противоположном конце империи. 7 июня 1734 года состоялась аудиенция, на которой императрица Анна Иоанновна, торжественно вручила руководителю экспедиции Ивану Кирилову «Привилегии» новой Оренбургской крепости, утвержденые государственной печатью с золотым шнуром.
15 июня 1734 года началась Оренбургская экспедиция. 30 июня прибыли в Москву, где штат экспедиции был увеличен на 130 человек. Ивану Кирилову удалось получить согласие на участие в экспедиции, от известных в то время ученых: ботаника Иоганна Готфрида Гейнцельмана, бывшего штаб - секретаря канцелярии фельдмаршала графа Миниха, принятого на службу по контракту на должность асессора Оренбургской экспедиции «к исправлению ботанических и гисториографических дел…». В его обязанности также входило сочинение гербов для новозаложенных городов и полковых знамен. На должность живописца был принят Джон Кэстль, астрономом - Джон Эльтон.
К работе в экспедиции, были привлечены лучшие русские геодезисты Петр Гаврилович Чичагов, создавший первую карту Сибири; Аким Федорович Клешнин, составивший ландкарту границы между Россией и Швецией; инженер - поручик Михаил Савич Пестриков, составивший карту Пензенской провинции; Иван Федорович Шехонской, составивший карту Нижегородской губернии; Степан Орликов, составивший карту Арзамасской провинции; а также: Семен Беликов, Александр Норов, Иван Шишков и Исай Крапивин. Число военных увеличилось на 17 человек: унтер - офицерами, прапорщиками и штик-юнкерами.
25 июля 1734 года участники Оренбургской экспедиции взяли курс на Казань, куда прибыли 4 октября. Здесь в состав экспедиции вошли: 10 рот Пензенского полка, 3 роты Казанского драгунского полка, несколько артиллерийских служителей из Казанского адмиралтейства, общим числом в 1223 человека. В конце октября участники экспедиции продолжили свой путь и 10 ноября благополучно прибыли в Уфу. Здесь остановились зимовать, готовясь к весеннему походу. В Уфе руководитель экспедиции Иван Кирилов разворачивает активную деятельность, готовясь к весеннему походу. По его приказу, были сформированы 5 рот Оренбургского драгунского полка. Из Уфы и Екатеринбурга, он планировал организовать безперебойные поставки в Оренбургскую крепость продовольствия, воинского снаряжения и боеприпасов. Для этого, на берегу реки Белой, были построены амбары для хранения провианта и вооружения. Закуплено необходимое количество продовольствия и лошадей. Весной готовил отправить первый обоз из Уфы до Сакмарского городка, и далее вдоль реки Яикъ до места строительства крепости. Для доставки вооружения из Екатеринбурга, он решил построить пристань в верховьях реки Яикъ, откуда грузы будут сплавляться водным путем до устья Орского.
11 апреля 1735 года Иван Кирилов выступил из Уфы в лагерь на реке Чесноковка «вместе с наряженною в поход командою», где стал ожидать прибытия из Закамской линии 5 рот Вологодских драгун. 15 июня, не дождавшись прибытия полка, Иван Кирилов выступил в поход к устью Орскому. В состав Оренбургской экспедиции вошли: 10 рот Пензенского пехотного полка, 3 роты Казанского драгунского полка, 5 рот новоучрежденных Оренбургских драгун. Всего: 18 регулярных рот, 150 Уфимских казаков, 200 Яицких казаков, 500 Уфимских служилых мещеряков. Общей численностью в 3,5 тысячи, из них 130 офицеров и 300 гражданских. Дороги не было. Казаки прокладывали путь вдоль реки Белой, а затем по реке Яик. В этих условиях тяжелее всех было артиллеристам, которые должны были доставить в новую крепость: 23 медных пушки калибром от 2 до 5 фунтов, чугунную 3-фунтовую, 2 гаубицы, 2 мортиры медные 30-унтовые.
В день праздника Преображения Господня «августа 6 дня», то есть 19 августа 1735 года, по новому стилю, участники Оренбургской экспедиции прибыли к устью реки Орь. Радостно перекрестился Иван Кирилов и спустился из седла на землю. Подошел к реке и зачерпнув ладонью воду, утоляя жажду. Казаки нашли брод. Статский советник вместе с офицерами перешел на левый берег для осмотра окрестных мест. Вернувшись, руководитель экспедиции громко, во всеуслышание сказал: «Оренбурскую крепость будем строить у той горы. В честь великого праздника, она будет называться Преображенской. И отсюда более никуды не стронемся...»
В последующие дни в зауральной роще был обустроен временный лагерь, налажен быт, военные организовали охрану, приступили к подготовке строительства Оренбургской крепости. Иван Кирилов отправил Анне Иоанновне письмо:
«Всепресветлейшая самодержавнейшая Государыня Анна Великая Императрица и самодержица Всероссийская мать Отечествия. Вашему Императорскому Величеству всемилостивейшей Монархине, приемлю смелость всеподданнейше поздравить с Новою Россиею, которая Промыслом Божиим взыскана собственным Вашего Императорского Величества предусмотрением. Счастием Вашего Императорского Величества с порученною командою до Орь реки благополучно дошли и августа 6 числа в лагерь против Устья Орскова стали расстоянием от Уфы по подлинной мере 500 верст по обсервацыи северной широты 51 градус 11 минут. 445 верст до Ори реки ехали по горам, лежащим около речки Губерли, и к Яику сплошь по благонадежным медным и серебряным и минеральным признакам и надобным камням, и сколько трудно было с тягостми перебиратца чрез высокия горы, гребни крутые и глубокия ушелины, кои разделяют нагайскую и сибирскую степи, не менши ж и радовались, видев благую надежду, а как стали осматриватца с местом, где быть Оренбурху, то от одной горы, кою назначил с краю города на цитадель и в нем на память дни окончаного пути, первую церковь Преображения Господня заложили. Мне, нижайшему рабу, на Преображенской горе начало признаков метальных и камней, Бог открыл. Воинских людей к Оре реке со мною пришло солдат гарнизонных: 3 баталиона, драгун Вологоцких - 5 рот, Казанских - 3, Оренбургских - 3, служилых мещеряков - 500, казаков Яицких - 200, Уфинских - 140. Вашего Императорского Величества Нижайший раб Иван Кирилов. Оренбурх. Августа 16 дня 1735 года.»
При строительстве Оренбургской крепости руководитель экспедиции Иван Кирилов решил использовать весь воинский состав, пришедший с ним к устью Орскому, для того чтобы до наступления холодов закончить возведение земляного вала и бастионов, строительство гарнизонных казарм, складов для хранения боеприпасов и продовольствия. Первоначально военные инженеры планировали строительство крепости непосредственно на горе Преображенской, но твердая яшмовая порода не позволило это сделать. Поэтому было принято решение разместить крепость у подножия горы, а на вершине установить небольшую цитадель. Инженеры составили план крепости, сделали соответствующие разметки на местности. О начале и ходе строительства крепости Иван Кирилов сообщил императорице Анне Иоанновне:
« Августа 15 с призыванием Всемогущего Бога о утвержении, Оренбухская первая крепость о четырех бастионах купно с цитаделью малою на горе Преображенской земляною работою при пушечной пальбе заложена, и следует работа с поспешностию. Стены в казармах обмазываюца глиною с травою, и выбеляца, а с наружной стороны ров и вал присыпной к стене казармной. Служилые мещеряки землю изо рва копали, каждой изготовлеными своими лопатками, каменья во изготовленой ров первого болварка носили и клали…».
За 15 дней была построена Оренбургская крепость с цитаделью малою на горе Преображенской. Размеры крепость имела небольшие: протяженность с севера на юг составляло 145 саженей, или 390 метров; а ширина с востока на запад 120 саженей, или 256 метров, не считая выступов по бастионам. Внутри крепости были построены: солдатские казармы, зелейный амбар или пороховой погреб, пушечный амбар, дома для участников экспедиции и церковь в честь святого Андрея Первозванного. Оградой крепости служила земляная насыпь с частоколом высотой около 2 метров. С наружной стороны крепости были ров и вал, ширина которого составляла 3,5 метра, глубина 2 метра. На бастионах были установлены пушки. В крепости было двое ворот на север в сторону реки Яик, и на Запад. Первым комендантом Оренбургской крепости был назначен подполковник Яков Федорович Чемадуров.
30 августа 1735 года: «Оренбургский гарнизон благолепно и чинно был введен в крепость. Артилерия с обыкновенною церемониею поставлена по флангам и на горе Преображенской в цытадели. Трижды выстрелили безъядерно из пушек, салютуя новой русской крепости! Трех подданных наших народов сея репость защитою и прибежищем быть имеет…».
Первое изображение Оренбургской крепости сделал участник экспедиции, художник Джон Кэстль. Весной будущего года, руководитель экспедиции Иван Кирилов планировал приступить к строительству 9 бастионного Оренбурга, который должен был стать столицей Новой России на Востоке, её «воротами» в Азию. Город Оренбург он планировал заложить в 2 верстах от первой крепости, у устья реки Орь.
31 августа «Торжественно, с большим церемониалом, после службы Божией и учиненной от священника проповеди, на месте, которое по общему с инженерными и штаба-афицерами согласию избрано в самом удобном и ровном месте при реке Яикъ и устье Орском, настоящей Оренбург о девяти бастионах при выстреле трижды из 31- ой пушки, оный град зеленым и синим камнем заложен и оставлен без работы до следующего года…». Основатель города поздравил всех участников экспедиции: офицеров, солдат и драгун, казаков и мещеряков, со знаменательным историческим событием, поблагодарил всех за мужественное преодоление трудностей, которые встречались на их долгом пути, за строительство первой крепости на новой пограничной линии.
Иван Кирилов, указав на высокую гору на левом берегу реки Орь, напомнил, что у подножия этой горы находился посольский лагерь Алексея Тевкелева, который является основателем дружбы между русским народом и киргиз - кайсаками. Для сохранения в памяти потомков этого славного исторического события, он предложил эту гору назвать в честь руководителя посольства полковника Тевкелева. Обращаясь к киргиз-кайсакам, Иван Кирилов сказал:
«Здесь, в устье Орском, было положено начало нашей дружбы. Выполняя вашу просьбу, мы пришли сюда, чтобы защитить вас и установить прочный мир на этой земле! Вместе с вами будем жить, отсюда возьмут свое начало торговые и культурные связи…».
После торжественной закладки все участники экспедиции и гости были приглашены статским советником на праздничный обед.
Первая Божественная литургия в нашем крае, была совершена одновременно с основанием Оренбурга. Руководитель экспедиции Иван Кирилов так писал в святейший Синод 4 сентября 1735 года: «В Оренбургской крепости деревянная церковь, в которой установлен полковой, походный иконостас в честь святого апостола Андрея Первозванного, священник при ней Антип Мартиньянович Ляпинов».
Императрице Анне Иоанновне статский советник сообщал:
«Вашему Императорскому Величеству всеподданнейше доношу, что здешние Орские полезныя метальныя и минеральныя признаки, и камней разных видов, непрестанно прибавляется, и первая шахта на Преображенской горе идет красным, синим и зеленым камнем, которого наверху и вокруг то, и в других горах, верстах в трех, в четырех и в пяти, наполнено. А какия каменья сверх прежде посланных в Кабинет Вашего Императорского Величества вновь явились, и руды показываюца свинцовыя, серебряныя, медныя и минеральныя, тех для надежного исследования в Академию наук, отправлю с инженер - капитаном Ратиславским, которой в Кабинет Вашего Императорского Величества оныя и здешняго заложеного города и крепости планы с сетуациею окружною поднесет. Вашего Императорского Величества нижайший раб Иван Кирилов. Оренбурх. Сентября 4 дня 1735 года».
Продолжение следует.
Материал подготовил Юрий Сураев. Фотографии из книги «Орская летопись».