Макарий родился 23 июля 1882 года в городе Орске, в благочестивой семье Екатерины Алексеевны и Фёдора Семёновича Квиткиных. 1 августа Макарий был крещён в Михаило-Архангельской церкви. Боголюбивый отрок с ранних лет стремился в Божий храм, читал и пел на клиросе. После церковно-приходской школы в 1900 году Макарий окончил Орское городское училище и стал учителем. Во время преподавания в школе он стремился к усовершенствованию педагогических навыков, повышал своё мастерство на курсах. В 1904 году женился на благочестивой девице Евфросинии.
В 1905 году после окончания епархиальных пастырских курсов, у Макария возникло желание посвятить свою жизнь делу служения не только людям, но и Богу. В 1907 году по его прошению епископ Оренбургский и Уральский Иоаким, назначает Макария псаломщиком в Александро-Невскую церковь села Ново-Александровка Орского уезда. Макарий стал членом Епархиального Комитета Православного Миссионерского общества. В 1913 году епископ Оренбургский и Тургайский Феодосий возвел Макария в сан диакона и направил на служение в село Бердяш Орского уезда. В августе 1914 года, усердного служителя направляют в Никольскую церковь села Нижняя Павловка. В 1917 году отец Макарий был рукоположен в сан священника. Это было тяжелое время - шла Первая мировая война. На плечи священнослужителей выпало попечение о раненых воинах, забота о семьях, потерявших кормильца на передовой, сбор помощи для фронта. Оренбургские казаки не приняли насильственную смену власти, они восстали и разразилась Гражданская война, принесшая горе и разруху. В это время отец Макарий во всей полноте проявил своё жертвенное служение Богу и людям, особо нуждающимся в тяжёлые годы в пастырском окормлении. В 1920 году священник Макарий был переведен в село Первая Александровка. Здесь он берётся за возрождение духовной жизни среди измученных лихолетьем крестьян. Открывает молитвенный дом, где проводит регулярные богослужения. В 1924 году, когда многие храмы были закрыты, ему удалось построить небольшую деревянную церковь. Для жителей сёла и окрестных деревень батюшка стал светом веры и благочестия в тёмном царстве безбожия. В 1925 году церковь закрывают. Епископ Иаков определяет отца Макария на службу в Оренбургский храм преподобного Серафима Саровского.
Супруга и дети священника Макария вместе с ним терпеливо несли крест гонений и скорбей, во всём уповая на Бога. Старшие сыновья Сергей и Владимир решили, несмотря на гонения, последовать по стопам своего отца. Сергей стал служить псаломщиком в Иоанно-Богословском храме села Чёрный Отрог, а Владимир прислуживал правящему владыке Дионисию. В Серафимовской церкви отец Макарий приобрёл любовь прихожан. Подвижническая жизнь, безропотное терпение скорбей, мудрые наставления, кротость, незлобие и смирение вызывали у всех большое почтение к нему. К этому времени относится случай, когда отец Макарий вымолил здоровье безнадёжному, по приговору врачей, мальчику. Батюшка посещал его в больнице, горячо прося Бога исцелить больного, и к удивлению врачей, смертельная болезнь отступила.
Отца Макария начали периодически вызывать в ГПУ. Ему заявили, что церковь всё равно закроют и предложили отречься через областную газету от Бога и священнического сана, признать себя человеком «одурманивающим людей религиозным мракобесием…». Взамен ему было обещано место директора школы. На это отец Макарий ответил категорическим отказом. –Так ты сохранишь жизнь себе и своим детям! – внушали мучители. – Смерть мне не страшна, своих детей я вручаю воле Божией, а обет, данный мною Богу, я никогда и ни при каких обстоятельствах не нарушу! – дерзновенно отвечал он.
В 1930 году под предлогом неуплаты налога Серафимовская церковь была закрыта, церковные ценности изъяты, а здание разрушено. По распоряжению Оренбургского епископа Павла отец Макарий был переведен в Никольский храм. В полночь 21 января 1931 года сотрудники ОГПУ предъявили отцу Макарию ордер на арест и провели обыск, который продолжался до 4-х часов утра. Была изъяты духовные книги. Перед уходом отец Макарий простился со своей семьёй, благословил супругу и детей и покорно ушел на вольные страдания. Он знал, куда его ведут и был готов к смерти за Христа. В те дни, в Оренбургской области было арестовано 157 человек: 9 — священников, 27 — монахов и 121 прихожанин. Всех арестованных обвинили в том, что они будто бы создали контрреволюционную религиозную организацию. К арестованным, а это были в основном пользующие большой любовью и уважением священники, монашествующие и миряне, стали применялись нечеловеческие пытки, но это не сломило их дух и веру в Промысел Божий. 26 марта 1931 года Тройка ОГПУ приговорила обвиняемых к различным срокам заключения, а 36 человек к расстрелу, в том числе и отца Макария. В Вербное воскресенье 5 апреля 1931 года в 4 часа 30 минут все они были расстреляны. Приговор был приведён в исполнение в специальной камере здания ОГПУ в Оренбурге. Тела казнённых были погребены в общей могиле на старом кладбище. На вопрос матушки Евфросинии: «А где тело моего мужа? Я хотела бы его похоронить», – начальник, выдавший справку о смерти, выругался и сказал, что «нечего беспокоиться, его похоронит советская власть, как он заслужил перед ней…», и приказал убираться, пока не поздно. Весть об этом злодеянии, несмотря на все старания безбожников, передавалась верующими из уст в уста, и самые бесстрашные из христиан приходили к братской могиле, поминали погибших, священнослужители совершали панихиды по умученным страдальцам. Так отдал свою жизнь за истинную веру стойкий мученик и истинный пастырь, любимый своими прихожанами протоиерей Макарий Квиткин, принявший за свои вольные крестные страдания — мученический венец от Христа Спасителя. Вдове и детям священномученика Макария пришлось пройти через множество испытаний. Их нигде не брали на работу, лишили продовольственных карточек, как членов семьи «врага народа». Матушка распродала всё, что только можно было продать. От голодной смерти спасали обычные люди, которые, сами недоедая, тайком подкармливали семью убиенного священника. Несмотря на лишения, никто из семейства Квиткиных не отрёкся ни от веры в Бога, ни от своего отца. Старший сын Сергей, как церковнослужитель, подвергался гонениям, был в заключении.
2 ноября 1989 года Прокуратурой Оренбургской области был посмертно реабилитирован Макарий Федорович Квиткин. В августе 2000 года на Юбилейном Освященном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви по представлению Оренбургской епархии протоиерей Макарий Квиткин был прославлен в лике новомучеников. День памяти Макария был установлен по дате его мученической смерти 5 апреля.
«Церкве Русския столпе непоколебимый, благочестия правило, жития евангельскаго образе, священномучениче Макарие, Христа ради пострадавый даже до крове, Его же моли усердно, яко Начальника и Совершителя спасения, Русь Святую утвердити в Православии до скончания века».
11 октября 2016 года первому святому нашей Оренбургской земли была установлена мраморная доска на здании Орского музыкального училища, где до революции находилось мужское училище, которое с отличием окончил Макарий.
Чин освящения и первый молебен провел иеромонах Филарет. При этом присутствовали студенты и преподаватели училища.
Дорогие орчане, молитесь, обращайтесь за помощью к нашему небесному покровителю Макарию Оренбургскому. «Молитвами святого священномученика Макария да благословит
Господь Оренбургскую землю!»
Материал подготовил Юрий Сураев.
Фотографии из книги « Орская летопись».