С каждым годом все сложнее просить очевидцев страшной войны рассказать о том, как это было. Они практически всегда соглашаются говорить. Они соглашаются, потому что понимают: когда они уйдут, спросить «А как же оно было?» будет не у кого.
Когда началась война девочке с необычным именем Домна было всего 9 лет. Такое имя дал ей ее дедушка в честь Доменной печи. Судьба этого ребёнка, как и многих детей войны, сложная, голодная, холодная и всё же она полна любви... любви к Родине.
Большая семья Домны Александровны Шумейко жила в селе Малятино за Ириклой. Отца сразу забрали на фронт и мать осталась одна с пятью дочками в страхе и неизвестности.
Домна Шумейко, ребёнок войны
Помогали маме. Она с утра и до ночи за скотом ухаживала. А мы помогали ей: навоз чистили с сестрой. А потом, когда топить печку нечем было, возьму санки, маленькую сестрёнку Машу, она сейчас на Майке живет, и за талами едем, около речки растут, а они сырые — не горят. Привезу немного, я же маленькая была, а они не горят. В чем ходили, в том и спать ложились...
Домна Александровна рассказывает, что ей пришлось сразу идти на работу со взрослыми. Работала девочка в поле прицепщицей, держала плуг, чтобы он ровно пахал. От голода сначала спасались урожаем с огородов, потом ели всё, что придётся. Постоянно хотелось есть. Маму Домны даже хотели посадить в тюрьму за кражу горстки зерна.
Домна Шумейко, ребёнок войны
Мама работала в Ирикле на перекачке. А мы остались в Малятино одни. Мама стала на нас получать хлебушек, его в Саре давали. Я одна за 30 километров ходила раз в месяц. Принесу 3-4 булочки и каждое утро и вечер делю по кусочкам: кусочек утром, кусочек вечером, как в блокаду. Еще что-нибудь сварю, какой-нибудь супчик.
После окончания войны семья Домны Шумейко переехала в Орск. Закончить школу у нее не получилось. Все 5 сестер сразу пошли работать, кто куда. Домна Александровна всю жизнь трудилась на заводе в Орске. Там же и познакомилась со своим будущим мужем.
Домна Шумейко, ребёнок войны
Познакомила нас сестра. Он работал на утиле, а там моя сестра Тоня жила. Она меня с ним и познакомила. Он на Биофабрике жил. Когда мы поженились, то он всегда ходил меня с работы встречать на проходной...
Домна Александровна прожила с мужем долгую и счастливую жизнь, в браке у них родилось трое детей. Сейчас ей почти 90 лет. В Орске сейчас живёт не так много очевидцев тех страшных дней. Истории, воспоминания, личные фотографии: всё это — наше общее прошлое, это наша история и наша судьба, знать и помнить которые мы обязаны.