1 июня 1930 года на станцию Орск, прибыл первый поезд из Челябинска, по новой железнодорожной линии Карталы - Орск. В 1929 году завершилось строительство железнодорожного моста через реку Урал, что позволило закончить строительство железной дороги Оренбург-Орск, начатой в 1914 году. Станция Орск превратилась в крупный железнодорожный узел. Давайте вспомним славную историю создания Оренбургской железной дороги.
В 1864 году Оренбургский губернатор Александр Павлович Безак предложил соединить железной дорогой хлебную Оренбургскую губернию с европейской частью империи.
В 1866 году новый Оренбургский генерал-губернатор Николай Андреевич Кржыановский обратился к городскому голове Петру Никитовичу Оглодкову с предложением: « Ближайшее изучение на месте причин, затрудняющих естественное развитие столь богатой страны, как Оренбургский край, убедило меня, что отсутствие удобных путей сообщения никогда не дозволит развиться торговле, земледелию и промыслам до тех размеров, какие возможны при благоприятствующих тому местных условиях. Очевидно, что сближение Оренбурга и чрез него и всего края с главными рынками империи представляется настоятельной необходимостью. Сближения этого возможно достигнуть единственно лишь при условии, когда Оренбург будет связан железнодорожным путем с ближайшею к нему Волжскою пристанью в Самаре».
{{images3}
В 1867 году русский ученый-механик, автор проекта железной дороги Санкт - Петербург – Москва, первый министр путей сообщения Российской империи, генерал-лейтенант Павел Петрович Мельников, согласился с мнением генерал-губернатора о «преимущественной пользе соединения городов Самары и Оренбурга железною дорогою». Вернувшись из столицы, Николай Андреевич поручил полковнику Николаю Гавриловичу Залесову провести изыскания и составить предварительный проект железной дороги от Самары до Оренбурга. В 1868 году проект был готов и губернатор представил его на рассмотрение императору АлександруII, который включил Оренбургскую дорогу в план развития железнодорожной сети страны. После этого был разработан и утверждён устав частного общества Оренбургской железной дороги и проект, предусматривавший « проведение железной дороги от правого берега реки Волги у станции Батраки Моршанско-Сызранской железной дороги, через город Самару до города Оренбурга…». Главным препятствием было строительство моста через Волгу и Сакмару. Строительство Самаро - Оренбургской железной дороги вело частное акционерное общество Московско - Казанской железной дороги. На сооружение дороги было затрачено 30 миллионов рублей.
22 октября 1876 году по новому металлическому мосту через реку Сакмару торжественно проехал первый поезд. На открытии железной дороги и встрече первого поезда присутствовали Оренбургский генерал-губернатор Николай Александрович Крыжановский, попечитель округа Петр Алексеевич Лавровский и строитель дороги Юлий Федорович Бальц. Газета «Оренбургский листок» от 24 октября торжественно сообщала: «Слава Богу! Наша железная дорога готова! В пятницу, 22 октября, состоялся первый проезд через железный мост на реке Сакмаре. Мы имели случай участвовать в проезде и потому заносим в летопись свою несколько слов об этом событии. Приглашенные железнодорожным начальством лица начали собираться за рекой Сакмарой, по ту сторону моста. Около 12 часов прибыл генерал-адъютант Николай Андреевич Крыжановский с супругой и семейством. Туда же прибыли попечитель учебного округа Петр Алексеевич Лавровский и еще несколько почетных лиц. Осмотрев мост, генерал-губернатор направился по полотну дороги к приготовленным вагонам в сопровождении прочих гостей. Во время осмотра дороги нельзя было не приметить на лице генерал-губернатора чувство глубокого внутреннего удовлетворения, которое испытывает человек, увидев исполнение своего заветного, твердо задуманного общеполезного дела. Скоро был подан поезд, и публика уселась в инспекторском отделении поезда, а генерал-губернатор изъявил желание ехать на паровозе, чтобы лучше видеть дорогу и лично участвовать в управлении локомотивом. В 12 часов дня поезд тронулся. Длинная вереница товарных вагонов и платформ, нагруженных отчасти рельсами, юрко проскользнула по мосту и гладко, ровно покатила вперед. Когда подъехали к платформе вокзала, публики было столько, что это уже походило на встречу нормального поезда. При повороте поезда против Николаевской улицы показалась вдали и навстречу огромная масса народа: это был крестный ход с Табынской чудотворной иконой Божьей Матери. Приехавшая на пробном поезде публика приглашена была осмотреть устройство вокзала. Вокзал оказался светлым, вместительным, с высокими потолками, поддерживаемыми при помощи очень нарядных и прочных чугунных пилонов. Тем временем, толпа горожан все росла и росла. Маневрировавшие у вокзала два локомотива долго приковывали к себе внимание собравшейся публики, особенно локомотив, пришедший без вагонов потом ушедший обратно со скоростью, по крайней мере, 100 верст в час. И от уехавшего локомотива толпа не могла оторвать глаз, пока он не скрылся из виду. Этот момент в истории нашего края, полтораста лет тому назад пустынного и безмолвного, безусловно, великий…».
Протяжённость Оренбургского железнодорожного пути составила 508 вёрст или 541 километр. Станции Самара и Оренбург были 1-го класса, Бузулук 2-го, Батраки, Безенчук, Кинель, Марычевка, Сорочинская и Новосергиевка 3-го, остальные 4-го и 5-го классов.
{{images6}
Торжественное открытие Оренбургской железной дороги и здания вокзала состоялось 31 декабря 1876 года. «Оренбургский листок» от 1 января 1877 года сообщал: « Наконец наша давно жданная Оренбургская железная дорога открыта. Вчера, 31 декабря, было молебное пение в вокзале и освящение зданий. Богослужение совершал преосвященный Оренбургский митрополит Митрофан с духовенством. Приглашенных было до 300 лиц. Протоирей Семенов сказал по обычаю приличное случаю слово. За тем желающие остались завтракать. Из многочисленных тостов обращают на себя внимание по оживлению, с которым они были приняты, тост за Государя Императора, за начальника края Николая Андреевича Крыжановского и за процветание города Оренбурга, который, хотя и потерял доступность к целой трети своих выгонов с постройкой дороги, но надеется выиграть от сближения с центрами России при помощи торговли. Этот последний тост сказал купец Александр Михайлович Кибирев. Чрезвычайно уместным вышел тост доктора Ландкевича за здоровье рабочих Оренбургской железной дороги и старшего главного между ними работника Юлия Федоровича Бальца, сломавшего при постройке вокзала ногу. Ура было очень искренне и продолжительно. Не менее оживленно был принят тост от бухарского посланника Тассамеддина Токсаба, который на обратном пути из Петербурга приехал в Оренбург по железной дороге и вместе со свитой своей присутствовал на торжестве открытия этой дороги».
Постройка железной дороги значительно увеличила товарообмен Оренбургской губернии, стимулировала развитие земледелия и переработки сельскохозяйственной продукции. За первые 5 лет работы по ней было вывезено более 40 миллионов пудов или 655 тысяч тонн хлеба.
Открытие пассажирского и товарного движения по Орской железной дороге состоялось 15 декабря 1914 года. 30 декабря 1906 года Оренбургская городская дума рассмотрела ходатайство Орской городской думы и Орского городского головы о строительстве железной дороги до Орска. 11 января 1907 года, обсудив данное обращение, дума единогласно проголосовала за необходимость проведения железной дороги от Оренбурга к Орску, и приняло решение направить министрам военных, внутренних дел, финансов и путей сообщения прошение о необходимости постройки железной дороги. Неожиданно развернулись споры вокруг выбора станции, от которой предполагалось начать вести Орскую железную дорогу. Изначально правительственными изысканиями предполагалось начать от станций «Каргала», «Меновой Двор» и «Мартук». 27 февраля 1911 года, почетный гражданин А.В. Юров на заседании Оренбургской городской думы сделал заявление о том, что инженер Подъяконов при изысканиях проектируемой железной дороги, доказал возможность начать постройку новой железнодорожной линии от станции Оренбург. 24 августа Оренбургская городская дума на заседании выразила согласие в том, «чтобы новая станция была устроена как можно ближе к городу».
О том, насколько необходимой была железная дорога Оренбург – Орск региону, и почему это направление так настойчиво отстаивала городская дума, можно понять из письма Оренбургских казаков императору. Оренбургское казачье войско 3 апреля 1912 года направило императору Николаю II следующее обращение: « Богатая, обширная казачья территория совершенно обойдена железными дорогами. Единственный продукт своего труда – хлеб, казак, воин и вместе пахарь, должен за сотни верст гужом доставлять к железной дороге или продавать на месте намного ниже существующих нормальных цен, диктуемых условиями мирового рынка. Зажатый в тисках неумолимой мировой конкуренции, не признающей такого далекого гужевого подвоза, казак с крайним напряжением, с помощью машин, едва выручает средства для своего существования и для снаряжения своего и своих сыновей, чтобы не постыдно выступить на службу своему ЦАРЮ и РОДИНЕ, все более и более разоряясь с каждым годом. Единственно только проведение железной дороги, которая уничтожит и сократит гужевую доставку, вновь может вернуть устойчивую почву казаку-пахарю. Войско спокойно ожидало своей очереди и только два года тому назад, когда правительство намечало сеть будущих дорог в Западной Сибири, заявило о своей неотложной нужде, выступив с ходатайством о проведении на первое время железной дороги из Оренбурга в Орск.». Ходатайство это встречено было Правительством сочувственно, и неотложность сооружения этой дороги в первую очередь совершенно была признана.
Весной 1913 года началось строительство железной дороги Оренбург - Орск общей протяженностью в 310 верст. В 1914 году железная дорога была доведена до станции Сара, не доходя до Орска 50 километров. В это время было начато сооружение пассажирского вокзала на станции Орск. 15 (28) декабря 1914 года было открыто движение на Орском участке железной дороги. Завершению строительства препятствовала Первая мировая война, а затем революция.
Вот с такими трудностями было сопряжено строительство Орской железнодорожной линии, по которой в настоящее время мы имеем возможность комфортно передвигаться.
Материал подготовил Юрий Сураев.
Фотографии из книги «Орская летопись».