День семьи, любви и верности, который мы отмечаем 8 июля, – праздник новый, но органичный для России, душевный. Сразу пришелся ко двору – и в больших городах, и в малых селах.
И в этом нет ничего удивительного: в нашей стране еще со времен Святой Руси берегли нравственные корни. Понятия «Родина», «род», «родная земля», «семья», «любовь» всегда несли в себе подлинный глубокий смысл. И сейчас они так же близки людям.
Трудолюбивые, дружные, хлебосольные семьи в России не редкость, особенно в провинции. Мы пригласили в редакцию главу дружной семьи с тремя детьми, председателя Совета директоров ОАО «Орский завод электромонтажных изделий» Андрея Щеголева. Разговор о нравственных ценностях, семейных традициях, о Родине, любви и роли отца получился по душам, как это чаще всего и бывает в России, искренне и от сердца.
Как одна семья
– Орск, семья, солнце, счастье. Детство… Столько светлых воспоминаний осталось о том времени, когда мир вокруг казался огромным, небо – безоблачным, а сам я искренне верил в чудо и радовался каждому новому дню, – признался наш гость.
Андрей Владиславович родился в Орске 7 октября 1979 года в семье Владислава Георгиевича и Татьяны Ивановны Щеголевых. И мама, и папа работали на орденоносном механическом заводе.
– У нас в городе много родственников, – делится Андрей Щеголев. – Жили недалеко друг от друга. И бабушка с дедушкой рядом. Праздники и дни рождения отмечали вместе. После демонстраций, когда проходила заводская колонна, шли в гости друг к другу. Обычно собиралось человек 15 взрослых и море детей. Всегда было весело. Пели, шутили. В родне много талантов. Мой отец играет на баяне и аккордеоне.
Все детство Андрея и его старшего брата Алексея прошло на улице Машиностроителей. В двухэтажных домах все друг друга знали. Жили, как одна большая семья. В выходные двери вообще не закрывались. В больших дворах вкапывали столы с лавками или ставили беседки, устраивали чаепития. Весной все дружно выходили на субботники. Разнотравье не скашивалось под ноль, и детвора, не замечая времени, строила здесь вигвамы индейцев или ползала по-пластунски в разведку. Каждое школьное лето братья имели возможность, как и сотни детей работников ОМЗ, отдохнуть в пионерском лагере механического завода – знаменитых «Лесных полянах». Возвращались пропахшие дымом традиционного пионерского костра, загорелые, подросшие, веселые.
Главные мамины садоводы
Андрей Владиславович помнит себя и в раннем возрасте. Как они вместе с Лешей ждали отца из командировок – он работал замом главного инженера ОМЗ и часто бывал в Москве. Ждали, ждали мальчишки, а укараулить не получалось: сон побеждал. Просыпались – папа уже дома. А на столе – апельсины, игрушки, гостинцы. Всегда.
А еще помнит себя четырехлетнего на куче песка в огороде. Мама работала метрологом. А после работы практически каждый вечер трудилась на 6 сотках. Дети тоже помогали. Леша брал младшего брата за руку и приводил к проходной завода. Мама покупала в «Кулинарии» рогалики с повидлом или песочное печенье, и вся команда садилась на трамвай до Старого города. Когда папа не был в командировке, семья отправлялась в сад на машине. Вот была радость! Переработка урожая, консервирование до глубокой ночи, а рано утром – снова к проходной. Тогда так жили почти все советские семьи, и руководящих работников, и рядовых.
Забота и активность – с детства
В семье Щеголевых трудолюбие детям прививалось в совместной деятельности. Чувство ответственности перед семьей, надежность формировались образом жизни: родители были заняты на работе, а подросткам оставляли поручения: прибраться, сходить в магазин, помочь пожилым родственникам. Уроки школьники, как правило, делали самостоятельно. И кружки по интересам выбирали сами. А увлечений у каждого было много.
– Я ходил в авиамодельный и судомодельный кружки в ДК машиностроителей, – делится Андрей Владиславович. – Очень нравилось пилить, строгать, заводить мотор и радоваться, что сделанное твоими руками оживает. Алексей старше на 7 лет, и когда учился в техникуме, то играл в вокально-инструментальном ансамбле. Показывал мне аккорды. А в 10-м классе мы с друзьями тоже создали свой ВИА. Я играл на бас-гитаре. Еще в школе увлекался радиоэлектроникой: собирал усилители, цветомузыку. Учился хорошо и общественной работой успевал заниматься. В нашей семье такое отношение к своим обязанностям считается нормой жизни. А как по-другому?..
Знания и трудолюбие как опора
Андрей окончил школу № 36 в 1996-м. В тот же год поступил в ОГТИ на факультет технологии машиностроения по специальности «инженер-механик». Сомнений в выборе профессии вообще не было. Хотя в то жесткое рыночное время абитуриенты стремились стать модными юристами и экономистами.
– Я, наверное, как дети артистов, выросшие за кулисами, просто не представлял себе другого пути, – шутит наш собеседник.
На первом курсе он успевал и учиться, и трудиться. А потом учебная программа стала сложнее, и работу пришлось оставить. Зачеты и экзамены сдавал на отлично. И на старших курсах уже снова смог зарабатывать. Не физическим трудом, а своими знаниями: писал курсовые, делал чертежи. Очень любил сопромат – предмет, который считается одним из самых сложных в технических вузах и не всем дается.
Армия испытывает мужчин на прочность
В 2001 году Андрей закончил учебу и был призван в армию – в погранвойска на границе с Китаем. Впервые ему пришлось жить так далеко от дома, за 6 000 км. Службу в армии в России всегда считали временем мужского становления, испытанием на прочность. Порой приходилось трудно, но столько было нового, интересного! Как-то его вызвали в кадровую службу. Майор дал Андрею заполнить психологические тесты и вдруг предложил поступить к нему в подразделение: помогать заниматься отбором кадров. Призывники разные, и важно узнать личные особенности каждого, ориентироваться, кому что больше подходит – служба на заставе или в отряде.
Так получилось, что через месяц майор уволился, и следующий призыв новичок встречал самостоятельно. Доверие он оправдал. Но когда предложили остаться и продолжить работать – отказался. Только домой! В Орск. Там все родное, там семья, друзья. И ждет любимая девушка.
Дом – уютный островок покоя
С Аней Андрей познакомился еще в 10-м классе, встречались 5 лет, пока были студентами. Со временем юношеская симпатия переросла в более глубокое чувство. Пришло решение создать семью.
– Жена поддерживает ат-мосферу уюта, душевности. Я люблю возвращаться к семье после работы. Ведь и создавался наш дом как то место, где можно отдохнуть, перезагрузиться, – с улыбкой говорит Щеголев.
Семейные традиции в их семье переходят из поколения в поколение.
– Мой отец никогда не приносил свои производственные проблемы и связанные с ними эмоции домой. Наоборот, находясь на лидерских позициях на предприятии, дома уступал их жене и переходил на вторые роли. Мама занималась хозяйством, воспитанием детей, садом. Она была в этом более компетентна. Отец прислушивался к ее мнению, поддерживал и помогал.
Так и бывает у сильных мужчин: когда есть где самоутверждаться, дома нет необходимости бороться за власть.
Дети – наша гордость и вдохновение!
В семье Щеголевых трое детей: старшей, Екатерине, 18 лет, Никите – 11 и малышке Маше – 5. Катя только что сдала выпускные экзамены и собирается поступать в университет. У младших лето проходит в детских радостях и играх на свежем воздухе. Никита, правда, любит уединиться и пособирать лего. Страсть к конструированию у него, видимо, наследственная по мужской линии Щеголевых. Чтобы компенсировать его усидчивость, родители побуждают сына к занятиям плаванием.
Андрей Владиславович признает, что дети, особенно маленькие, – это в основном материнский труд. Он кропотлив и незаменим. Но роль отца тоже значительна. И не только как материальной опоры семьи. Авторитет мужчины в формировании личности очень важен. Отец приучает к труду, объясняет, что такое хорошо, что такое плохо, воспитывает уважение к старшим, семье, маме, Родине. И дети на примере отца начинают жить так же.