Сваи, оставшиеся от старого «трамвайного» моста. Фото — Евгений Васильченко
События, о которых мы расскажем, происходили в 50-е годы прошлого века. Тогда старую и новую часть города Орска соединял так называемый «лошадный» мост, который впервые соорудили в 1931-1932 годах. Откуда у строения было такое название, точно сказать нельзя, но краеведы утверждают, что это наименование даже фигурировало в официальных документах.
Орск, 1935. Строительство одного из первых мостов через Урал. Фото В. Пелагеина из фондов ОКМ
В 1954 года руководство города решило соединить трамвайным сообщением старую и новую часть города через реку Урал. Для этого необходимо было спроектировать и построить трамвайный мост рядом с уже существующим «лошадным» мостом в районе улицы Белинского.
Фото — ГБУ «Государственный архив Оренбургской области в г. Орске»
Евгений Васильченко, краеведВ проектировании моста принимал участие Степан Григорьевич Супрунов. Именно он предложил инновационный способ постройки моста. Для того, чтобы его не сносило ледоходом, мост должен был находиться ниже уровня льдин, так чтобы льдины проходили выше сооружения. И оказался прав, трамвайный мост остался цел после ледохода в отличии от «лошадного», который восстанавливали почти каждый год. Трамвайная линия брала свое начало от Т-образного перекрёстка улицы Куйбышева/Герцена до Набережной, после по берегу в сторону улицы Белинского, по мосту через реку Урал и параллельно автомобильной дороге на улицу Строителей.
В конце 50-х годов в Орске начали возводить большой мост через Урал. Его строили около четырех лет. Чтобы довезти громоздкие балки до реки понадобилась специальная железная дорога. После окончания строительства «большого» моста «лошадный» и «трамвайный» мосты разобрали, трамвайную линию демонтировали.
Картина художника В.В. Старостина
Потребность в малом мосту возникла вновь в 1977 году, когда «верхний» железобетонный мост закрывали на капитальный ремонт. Строили новый «малый» мост метрах в 20 от бывшего «трамвайного», на том месте где он находится сейчас.
Малый мост сейчас
Обычно в августе-сентябре, когда уровень реки Урал существенно падает, из-под воды появляются деревянные сваи старого моста. Их хорошо видно с детского пляжа и «малого» моста.
Сваи, оставшиеся от старого «трамвайного» моста. Фото — Евгений Васильченко
Материал подготовлен совместно с Евгением Васильченко