— Андрей Владиславович, вы возглавили механический завод, когда он находился в глубоком кризисе. В чем были причины и как удалось вывести предприятие из этого состояния?— В 2007 году я был назначен главным инженером механического завода. Кризис, который грянул в то время, был связан с остановкой финансирования со стороны Внешэкономбанка: шла большая реконструкция предприятия для создания новых производств. Но то новое, что планировалось еще не появилось, а старое уже было разрушено.В 2010 году я стал генеральным директором. Положение предприятия на тот момент было плачевным, а отсутствие оборонных заказов его только усугубило. Нельзя было допустить, чтобы завод ушел с молотка и превратился в очередной торгово-развлекательный центр. Пришлось принять решение и начать процедуру банкротства, которая позволила избавиться от долгов.
— А что стало с коллективом?— Для того чтобы сохранить коллектив, мы создали новый завод, постепенно переводили туда людей, наращивали производство. Первое, что необходимо было сделать — собрать воедино весь промышленный комплекс и определить ту номенклатуру, которая была бы востребована на рынке. Одной из таких позиций стал газовый баллон для огнетушителей. Оборонный комплекс создается для выполнения изделий с определенными параметрами. Неверно полагать, что на любом предприятии оборонно-промышленного комплекса можно наладить производство швейцарских часов. Приходилось искать продукцию, которую можно делать на наших производственных мощностях, и которая имеет хоть какую-то маржу для предприятия. Производство баллонов позволило нам загрузить оборудование по изготовлению артиллерийских гильз и сохранить коллектив. Мы понимали, что отсутствие оборонных заказов — временное явление.Были и различные другие изделия, нестандартное оборудование. Мы проводили много встреч, принимали участие в выставках, где нашли свою нишу по изготовлению оснастки для нефтяников. Намеренно пошли в нефтегазовый сектор, где есть деньги, потому что понимали, что здесь не возникнет проблем с оплатой. Кроме обсадки для буровых колонн нашли себя в изготовлении рам, элементов насосов для перекачки нефти и других приспособлений.
— Но этого было недостаточно для нормальной работы предприятия?— Завод начал оживать. Но, безусловно, мы понимали, что накладные расходы у нас огромные. Площади завода, более 54 гектаров, нужно было обслуживать. Это километры сетей, подача электроэнергии и воды, работа очистных сооружений. Для того чтобы содержать коллектив предприятия необходима определенная доля выпуска товарной продукции. И если она меньше, чем положено, завод работает себе в убыток. Мы начали участвовать в выставках, стали проситься в кооперацию по изготовлению реактивных систем залпового огня. Восстановили оборудование. Первыми контрактами, которые в дальнейшем, проложили нам путь к наращиванию активов по изготовлению реактивных систем залпового огня были контракты по производству корпуса «Града».
— Наверняка для этого потребовалась модернизация оборудования?— Конечно его приходилось совершенствовать. Где-то мы меняли системы ЧПУ, что-то восстанавливали своими силами. Инвестиции были минимальными. Подготовили линии в кратчайшие сроки, за 7-8 месяцев. Наши головные заказчики признавались, что сами разворачивали подобное производство за 2-3 года.
— За счет чего стала возможной такая оперативность?— За счет сохраненного потенциала коллектива, общего понимания процесса: если мы это не сделаем, то в дальнейшем никакого развития не будет! Люди включились в работу с полной отдачей. Многое сделали технические специалисты, которые своими нестандартными решениями, ноу-хау помогли наладить производство.В 2015 году мне удалось пригласить на завод Героя России, генерального конструктора, генерального директора тульского предприятия «Сплав» Николая Макаровца. Посетив предприятие и увидев, что в нем есть потенциал, он поручил нам исполнение первых серьезных контрактов, связанных с изготовлением элементов реактивных систем залпового огня системы «Смерч». Это стало новой эпохой в развитии завода. Следующими были освоены РСЗО «Буратино», которые буквально с конвейера прямиком направлялся в наши вооруженные силы в Сирию.Это было время рассвета заказов со стороны министерства обороны, что способствовало положительной динамике в развитии завода. И постепенно, практически каждый год мы начали осваивать новые системы залпового огня. Завод стал прирастать не только объемами производства и кадрами, но и научным потенциалом, потому что освоение новых систем требовало совсем иного научного подхода.
— Каким образом наука пришла на помощь?— Мы начали привлекать университеты. И оренбургский госуниверситет, и его филиал — ОГТИ. Со специалистами вузов совместно вырабатывали решения, которые в дальнейшем стали опорными точками научных работ и впоследствии, были внедрены в производство.К примеру, у нас разработана самая современная система подготовки производства изготовления цельнотянутых изделий, аналогичной которой нет в мире. Это компьютерная модель, которая может в автоматическом режиме делать расчет инструмента, заготовок, определять усилия, возникающие при изготовлении цельнотянутых изделий, а также выявлять узкие места, делать визуализацию, что сокращает процесс производства в десятки раз. Это одна из работ. Она была темой моей кандидатской диссертации («Методы и средства создания автоматизированной системы технической подготовки производства процессов глубокой вытяжки»).
— Вы продолжаете научную работу?— Да. Занимаюсь научно-исследовательской деятельностью совместно с нашим институтом. Это и проработка актуальных для промышленности вопросов, и принятие дипломных работ студентов. Сегодня технические специальности не пользуются должной популярностью, а ведь они все более и более востребованы.
— Как оцениваете уровень технического образования в нашем городе?— Я сам учился в Орске и могу сказать, что наш институт дает достойный уровень образования. Здесь прекрасный профессорско-преподавательский состав и сегодня важно его не растерять. Из стен нашего института выходят хорошие специалисты, есть те, кто занимается наукой. В сегодняшних реалиях, когда производства становятся компактнее, когда меньшее количество людей на автоматизированном оборудовании управляет теми или иными процессами, еще большую значимость обретает квалификация специалистов. Учеба, образование, самообразование – все это очень важно. Пользуясь случаем, хочу поздравить всех педагогов, всех учеников и студентов с Днем знаний. Именно знания открывают нам дорогу в будущее.
— Вы подняли механический завод, не жалко было оставить предприятие?— Конечно, жалко. Но сегодня там все в порядке и можно спокойно передать управление в другие руки. Сейчас я занимаюсь новым проектом — Орским заводом электромонтажных изделий. Я вижу его точки роста, возможности применить современные научные разработки для развития производства. Уверен, и у этого завода имеются хорошие перспективы.
Владимир Головин, директор ОГТИ (филиала ОГУ)Андрей Щеголев сотрудничает с нашим институтом с 2017 года. Является членом государственной экзаменационной комиссии по сдаче государственного экзамена и защите выпускных квалификационных работ, участвует в учебном процессе, проводит различные формы занятий по специальным дисциплинам, передавая накопленные знания и опыт студентам.В рамках партнерского сотрудничества на предприятиях, возглавляемых Щеголевым проводятся познавательные экскурсии для студентов. Заводы не только принимают студентов на практику, но и ежегодно пополняют кадровый состав молодыми специалистами вуза.Очень тесное сотрудничество сложилось в научно-исследовательской деятельности. С 2018 года ведутся совместные хоздоговорные работы по актуальным для машиностроения и оборонного комплекса темам. Имеется порядка 10 совместных публикаций с преподавателями кафедры машиностроения, материаловедения и автомобильного транспорта в изданиях различного ранга, включая издания из перечня Высшей аттестационной комиссии, таких как «Проблемы черной металлургии и материаловедения», «Металловедение и термическая обработка металлов», «Journal of Advanced Research in Technical Science». Готовится к выходу монография по результатам совместных исследований. В планах дальнейшее сотрудничество по всем аспектам учебной и научной работы.
Андрей Бородин, министр промышленности и энергетики Оренбургской областиАндрей Владиславович показывает высокую эффективность работы в принятии управленческих решений. Возглавляя Механический завод, он повел предприятие по пути финансового оздоровления, и, удержав коллектив, смог не только сохранить, но и усилить потенциал, вывести производственную базу на новый современный уровень. Под его руководством завод вернул утраченные позиции и вошел в число крепких и социально ответственных производственных структур региона. Сегодня предприятие вносит весомый вклад в бюджеты всех уровней.Отрадно, что благодаря стараниям Андрея Щеголева возрождается еще одно орское предприятие — ОЗЭМИ.У Андрея Владиславовича есть видение развития промышленности региона, которое подкрепляется богатым практическим опытом.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕКЛАМА
Изготовлено на собственном оборудовании за счёт собственных средств зарегистрированным кандидатом в депутаты Законодательного собрания Оренбургской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 20 Щеголевым Андреем Вячеславовичем, тираж 1 экз, дата изготовления 9 сентября 2021 г.
Размещение оплачено из средств избирательного фонда зарегистрированного кандидата депутаты Законодательного собрания Оренбургской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 20 Щеголева Андрея Вячеславовича.