Евгений Кузенко — инвалид, с детства у него проблемы со слухом. Мужчина практически не слышит. Но это обстоятельство не помешало ему стать водителем. Много лет Евгений работает в такси. По сути, это его единственный заработок. Но сейчас возможность ездить за рулём — под большим вопросом. Дело в том, что Евгения обвиняют в том, что он управлял автомобилем в состоянии опьянения. Хотя сам инвалид уверят — он не употребляет ни алкоголь, ни наркотики.
Корреспондент ORSK.RU
Вы спиртное вообще пьете? Алкоголь употребляете?
Ольга Кузенко, мать инвалида
Нет, он вообще не пьет, не курит у нас. У меня сыновья не пьют, не курят.
Корреспондент ORSK.RU
А наркотики?
Ольга Кузенко, мать инвалида
Нет. У него справка есть. Мы вот уже 5 судов прошли, все справки есть и с наркодиспансера.
Жень, ты пьешь?
Евгений Кузенко, инвалид
Нет.
Ольга Кузенко, мать инвалида
Куришь?
Евгений Кузенко, инвалид
Нет.
Ольга Кузенко, мать инвалида
Наркотики употребляешь?
Евгений Кузенко, инвалид
Нет.
Всё случилось в апреле 2021 года. Версия Евгения и его семьи такая. У его друга, который ехал из Оренбурга в Орск, сломалась машина, и тот уже поздно вечером прислал сообщение о помощи. Евгений поехал. На посту возле Орска его остановили инспекторы ГИБДД.
Евгений Кузенко, инвалид
Гаишник мне сказал: «Ваши документы на проверку». На основании на каком — ничего не говорил. Я в первый раз плохо услышал. Что-то непонятное. Второй раз говорит, я говорю: «Я не слышу». Он чётко говорит: «На проверку документы». Я ему передал документы. Он посмотрел документы и сказал выходить, открыть багажник. Я вышел, открываю багажник. Он посмотрел — ничего нет. Он сказал: «Подождите здесь».
В итоге Евгению предложили пройти проверку алкотестером. Евгений дунул трубочку, результат — по нулям.
Видео с камер видеонаблюдения на посту ГИБДД
Дуй, дуй. Результат — четыре нуля. То есть состояние алкогольного опьянения у вас не установлено.
Как оказалось уже потом, инспекторы после теста предложили инвалиду проехать в наркодиспансер для медосвидетельствования, но водитель уверяет — он не понял, куда ему предлагают поехать и для чего. И отказался.
Евгений Кузенко, инвалид
Он говорит: «Поедешь в больницу?». Какую больницу? Сказал бы в нарокологичку, я бы понял. А в больницу: что, я заболел? Или что? Я не знаю.
Результат, думаем, очевиден: Евгения лишили прав, причем на 1 год и 8 месяцев, а также водителю присудили штраф в 30 000 рублей. Кузенко уверяет: то, что он инвалид и мог не расслышать или не так понять инспекторов, они понимали, ведь на машине висел соответствующий знак, да и его спрашивали, есть ли инвалидность. Ситуацию усугубила маска — из-за неё Евгений понимал далеко не всё, что говорил ему инспектор. По крайней мере, так говорит водитель.
Ольга Кузенко, мать инвалида
Он говорит: «Ну я что — алкотестер дунул — по нулям все». А дальше он говорит: «Я не понял процедуру». Сотрудник, во-первых, был в маске. Тихо разговаривал. Он ничего не понял. Мы даже когда с ним общаемся, погромче говорю, он даже иногда не понимает смысл слова. Потому что он учился в школе-интернате у нас.
Почему вообще инспекторы решили, что Евгений пьян? Вот объяснение от мамы водителя.
Ольга Кузенко, мать инвалида
В протоколе они как пишут: невнятная речь, неадекватно себя ведет, бледные покровы. Так вы меня извините: -4 на улице, он часа 2 стоял и еще зашел к сотрудникам и говорит: «Можно погреться? У меня уже в носу всё замёрзло». Тем более с больными ушами. Он ответил: «Нет, иди на улице жди эвакуатор. С эвакуатором поедешь домой».
Евгений уверяет: он был трезв в тот вечер, и всё, что случилось — это просто недопонимание. С решением суда водитель не согласился и обжаловал его. Но всё осталось без изменений. В итоге сейчас Евгений подал жалобу в Кассационный суд. Его адвокат уверяет: инспекторы были обязаны вызвать сурдопереводчика, но этого не сделали. Позиция защиты такова: водитель не совсем понимал, что происходит, из-за проблем со слухом.
Ольга Кузенко, мать инвалида
Сотрудники ГАИ — у них даже есть постановление, решение, что если они общаются с глухонемыми или слабослышащими, они обязаны пригласить сурдопереводчика. Если они не понимают. А судья говорит: «Вы сами должны были обеспечить себя сурдопереводчиками».
В УМВД Орска комментируют это так: каких-либо заявлений и ходатайств Кузенко не заявлял, о том, что он — инвалид 2 группы, не сообщал, документов, подтверждающих его инвалидность, не предоставлял. На задаваемые вопросы отвечал разборчиво и понятно. Также, по официальной версии, сурдопереводчика Евгений не просил. Что теперь? Ждать результата следующего суда. Евгений и его семья намерены дойти до Верховного суда, если в этом будет необходимость. Водитель уверен в своей невиновности.