В сентябре 1989 года состоялась первая экспедиция молодежного центра «Южный Урал» на Аральское море. Центр был организован в 1988 году на базе домового клуба имени героя Советского Союза Василия Прокофьевича Синчука. Старшеклассники занимались в клубе авторской песни у Светланы и Андрея Смагиных, в секции радиосвязи и туризма у Юрия Сураева, и молодежном театре у Ольги Егоровой.
Первый набор «Южного Урала» на берегу озера в парке Строителей. Сентябрь 1988 года. Фото автора
В молодёжном центре старшеклассники учились воплощать свои интересные идеи в жизнь. Зная о том, что Орск относится к 5 городам мира, находящимся на двух континентах, решили сделать подарок родному городу. В мае 1989 года в городской администрации нами было получено разрешение на изготовление и установку знаков «Европа–Азия» на мосту через реку Урал.
Знак на границе континентов. Фото из архива автора
В мае молодежным центром «Южный Урал» был организован и проведен первый межконтинентальный пробег для старшеклассников города Орска. Старт находился в Европе, на площади Гагарина, а финиш в Азии.
Участники первого межконтинентального пробега «Европа – Азия».Фото из архива автора
В июне была организована и проведена экспедиция к истоку реки Урал, началу водного участка границы между двумя континентами. Участники экспедиции, используя переносную радиостанцию, ежедневно выходили на связь с орскими радиолюбителями, рассказывая о том, что им удалось интересного увидеть в течение дня.
Виталий Войнов и Дмитрий Селищев за работой на радиостанции в поселке Кирябинка в 10 километрах от истока реки Белой, в 20 километрах от истока реки Урал. Фото из архива автора
В то время появились первые сообщения в прессе о быстром уменьшении границ Аральского моря. Нас заинтересовала эта проблема, и мы решили попробовать выяснить причины возникновения этой экологической катастрофы. Наши благие начинания поддержала Государственная Инспекция радиосвязи СССР, которая впервые выдала разрешение на проведение радиолюбительской экспедиции в закрытой 300 километровой зоне космодрома Байконур.
В июле в рамках подготовки была организована экспедиция в Актюбинскую область. В поселке Григорьевка мы проводили эксперименты с радиоаппаратурой и различными типами антенн. Нашей работой заинтересовался Эд Критский, радиолюбитель из Нью-Йорка. Мы рассказали ему о проблеме Аральского моря и предстоящей экспедиции. Эд пожелал нам успехов и взялся разместить полученную информацию в американских журналах. Благодаря помощи руководителя городского комитета по делам молодежи Николая Енина, Орская автошкола ДОСААФ, выделила автомобиль КАМАЗ для проведения экспедиции на Аральское море.
Камаз Орской автошколы ДОСААФ прибыл для загрузки снаряжения и аппаратуры участников экспедиции. Фото из архива автора
5 сентября 1989 года в 6 часов утра участники первой Аральской экспедиции в составе Игоря Кузнецова, Сергея Лужнова, Сергея Ключникова, Сергея Зинатулина, Александра Музафарова, Владимира Колисниченко и Юрия Сураева, выехали из Орска. В 22 часа мы прибыли в Аральск.
Участники первой Аральской экспедиции. Фото из архива автора
В городской администрации города Аральска нам выделили место для размещения базового лагеря. После установки антенн и аппаратуры радиостанция экспедиции появилась в эфире. Интерес к нам был огромен не только со стороны советских коротковолновиков, но и зарубежных. Из-за высокого темпа работы мне пришлось составить двухчасовой график работы для каждого участника экспедиции. Вечером, когда немного спала жара, мы оставили дежурную вахту и приступили к изучению побережья Аральского моря. Увиденное нас потрясло — на огромном пространстве, до самого горизонта, находилось большое количество брошенных кораблей, а моря не было видно.
Участники экспедиции на брошенном корабле. Фото из архива автора
На другой день мы решили увеличить зону поиска. В 120 километрах от Аральска мы побывали в рыболовецком поселке, расположенном на высоких холмах, бывших когда-то островами. Из разговора с оставшимися жителями поселка выяснили, что все они готовятся к переезду на большую землю, надежды на возвращение моря у них не было.
Участники экспедиции на брошенном корабле. Фото из архива автора
Мы стояли на высоком берегу, внизу на огромном пространстве были брошены сотни кораблей Аральской флотилии. Непостижимым для нас Божьим промыслом мы присутствовали при грандиозном трагическом событии мирового масштаба. В 1848 году по заданию правительства участник кругосветного плавания капитан-лейтенант Алексей Иванович Бутаков выступил из Орской крепости для исследования Аральского моря. В нашем родном городе командир экспедиции пополнил запас продовольствия и увеличил число участников за счет солдат орского гарнизона. Среди них были два военных топографа — Козьма Данилович Рыбин и Михаил Федорович Христофоров, а также рядовые 5–го линейного батальона: Тарас Шевченко, которому поручалось сделать зарисовки видов Аральского моря; Томаш Вернер, знающий рудное дело; Авдей Медведсков, Семён Лаптев, Ефрем Буковиков, Терентий Битинев, Степан Ткачев, Афанасий Петров, Яков Шилюносов, Петр Максимов, Иван Балыкин, Иван Пинюгин, Дмитрий Знаменщиков, Егор Пигохин, Сергей Лиспаев, Николай Внуков, Ларион Богомяков, Сергей Марьин, Алексей Грущенко, Михаил Кожевников, все они были включены в состав команды первой аральской шхуны «Константин». Алексею Ивановичу Бутакову удалось построить первый корабль на этом море, исследовать его и положить начало будущему флоту. Аральский флот начинался благодаря успешной экспедиции, которая началась в Орской крепости. Спустя два столетия орчанам открылась трагическая картина, здесь на бывшем берегу моря, мы решили выяспить причину этой катастрофы и рассказать о ней.
Участники экспедиции на брошенном корабле. Фото из архива автора
Только на третий день участники экспедиции смогли увидеть и искупаться в Аральском море. Теплая, небесного цвета вода, песчаный берег, необычайно хорошая рыбалка запомнятся нам навсегда. Обо всем увиденном мы сообщали радиолюбителям всего мира. Интерес к экспедиции был столь огромен, что нашему знакомому Эду на соседней частоте приходилось составлять списки для американцев, желающих провести с нами радиосвязь. Более 3 тысяч американцев провели с нами сеанс радиосвязи, а всего было проведено более 16 тысяч радиосвязей с коротковолновиками из 154 стран мира.
В подтверждение радиосвязи мы высылали такую карточку. Фото из архива автора
Американская радиолюбительская лига признала экспедицию к Аральскому морю лучшей из всех организованных в 1989 году на территории СССР и наградила руководителя экспедиции дипломом ARRL. Отчет о экспедиции разместили на своих страницах такие всемирно известные радиолюбительские журналы как: СQ, QST, DX–megasin и другие.
Статья о нашей экспедиции в американском журнале DX–Magazine. Фото из архива автора
В июне 1990 года, молодежный центр «Южный Урал» организовал экспедицию в Среднюю Азию, основной целью которой была выявление причин, приводящих к исчезновению Аральского моря. Мы побывали в городе Казалинске, вблизи которого река Аму-Дарья впадает в Аральское море. Река была полноводная, поэтому мы переехали к реке Сыр-Дарья. В районе Ташкента, Самарканда, Бухары, обнаружили, что вода из реки в большом количестве используется для полива хлопковых полей, но река, покидая пределы республики Узбекистан, оставалась судоходной. Следуем в Туркмению. Тут, возле города Ташауз, обнаружили причину, приводящую к гибели Аральского моря: это знаменитый Кара-Кумский канал. В 1953 году в ЦК КПСС решили бросить гордый вызов живой природе, не задумываясь о последствиях, приняли решение повернуть воды Сыр-Дарьи в пустыню Кара-Кум. Был построен канал протяженностью в 1453 километров. По плану вода должна была идти по бетонному желобу, но на деле её направили прямо в песок, который летом нагревается до 80 градусов. Воду в песчаных берегах трудно удержать, поэтому часто между барханами образуются озера, которые являются дополнительными испарителями воды. Для поддержания судоходства в Каракумском канале используется большое количество воды из реки Сыр-Дарья. До канала река судоходная, а после не судоходная. Нарушение притока нарушило водный баланс, что стало причиной гибели Аральского моря.
Участники второй Аральской экспедиции Виталий Войнов и Вячеслав Фомин за работой на радиостанции. Фото из архива автора
Отчет о экспедиции на Аральское море, включающий в себя причины возникновения экологической катастрофы, механизм возникновения песчаных бурь, негативные последствия исчезновения Аральского моря, был отправлен в московское отделение Гринпис.
Материал подготовил Юрий Сураев