Юлия Трапезникова, педагог-логопед орского детсада №71, стала победителем губернаторского конкурса. Она получит грант на усовершенствование своей методики, разработанной за 18 лет работы с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии.
В сад «Лучик» поступают дети со всего города. Сюда, к Юлии, отправляют тех, кто никак не может научиться чисто говорить. У некоторых малышей проблемы решаются достаточно легко, нужно лишь уточнить артикуляционный уклад звуков научить их правильно ставить язык. Но встречаются — и, к сожалению, не так уж редко — случаи гораздо более сложные, связанные с поражением коры головного мозга, нарушением интервации. Иногда трехлетние дети просто молчат — не могут выговорить ни слова.
Юлия Трапезникова, педагог-логопед орского детсада №71
Некоторым приходится заводить речь, дети совсем не говорящие. У некоторых нужно просто развивать лексико-грамматическую сторону речи... Приходят дети на один-два года.
Разработать эффективную методику лечения самых разных нарушений речи Юлии помогли собственные дети — их у нее трое. В какой-то момент она обнаружила, что малыши, даже если боятся или стесняются взрослых, с удовольствием общаются со своими игрушками. И эту особенность она решила использовать в своей работе. Так в ее кабинете появились, как она их называет, «речевые куклы».
Юлия Трапезникова, педагог-логопед орского детсада №71
Я заметила, что куклы раскрывают детей. Они им близки, эти куклы. И я их использую, реализуя свои коррекционные задачи. У детей ослабляется нервное напряжение, игрушки вызывают положительные эмоции, отвлекают внимание от речевых трудностей.
Вот, например, одна из таких кукол. Вместо лица у нее — зеркальце, в котором ребенок видит свое отражение.
Юлия Трапезникова, педагог-логопед орского детсада №71
Это "Кукла-Я", так называется это пособие. Ребенок смотрит в зерало, и как бы выполняет действия от ее лица, перевоплощается в куклу, и с ней мы вполняем артикуляционную гимнастику.
Вообще, кукол в небольшом кабинетике логопеда очень много: и большие, красивые, и совсем крошечные, сшитые из лоскутков… Но у каждой, уверяет Юлия, своя роль, своя функция.
Впрочем, говорит она, «кукольная» методика, хоть и зарекомендовала себя отлично, далеко не единственная. И сейчас Юлия, как человек ищущий, осваивает новые технологии:
Юлия Трапезникова, педагог-логопед орского детсада №71
Этим конкурсом я поставила точку... Нет, я буду продолжать использовать эту методику, буду рекомендовать ее коллегам, но я подвела итог этой своей методике. А сейчас я изучаю и внедряю новую методику — использование нейро-игр и упражнений, которые используют работу двух полушарий мозга, мне это очень интересно, я с этим работаю.
Какие бы методики ни использовались, говорит Юлия, подход можно найти к любому ребенку. Надо только вовремя взяться за решение проблемы, а главное, не лениться, выполнять все упражнения, назначенные специалистом. На вопрос, встречались ли в ее практике случаи безнадежные, она отвечает решительно:
Юлия Трапезникова, педагог-логопед орского детсада №71
Нет! И не надо об этом думать. Такого не бывает, нужно всегда пробовать, искать, и, самое главное, сотрудничать со специалистом, работать вместе.