В поселке Новоказачий, расположенном на окраине Орска, был осуществлен довольно крупный проект, основанный на принципах инициативного (или, как это еще называют, «умного») бюджетирования. Но реализация проекта, изначально неплохого, привела к скандалу. Местные жители и районные власти теперь пытаются разобраться: кто недосмотрел, кто недоработал?
Сам принцип умного бюджетирования заключается в следующем. Жители какого-то района (в данном случае поселка) решают: мы хотим благоустроить такую-то территорию. Они обращаются со своей инициативой к местным властям, говорят: нам нужно то-то и то-то, мы даже готовы собрать часть денег (не менее 5%) самостоятельно. Помогите! И власти помогают: привлекают к проекту средства местного, областного и федерального бюджета, проводят торги, конкурсы и т. д. В конце концов задумка жителей общими усилиями воплощается в жизнь.
Так вот: население поселка Новоказачьего уже давно требовало привести в порядок местное кладбище. Там похоронены предки практически каждого из местных жителей, там же есть и уникальное захоронение: братская могила военных летчиков, разбившихся под Новоказачьим в 1943 году.
И жителей поселка давно смущало то, что среди могил бродит, оставляя в святом месте следы жизнедеятельности следы, домашняя скотина. В общем, люди решили: кладбищу нужен забор.
В итоге местные объявили сбор: скидывались на ограду по 500 рублей со двора. Когда необходимая сумма была собрана, к решению вопроса подключилась администрация: возведение забора было включено в программу «Комплексное развитие сельских территорий», получило финансирование из федерального и областного бюджетов. В итоге лот стоимостью 1 миллион 387 тысяч рублей был выставлен на торги.
Торги состоялись, в них победило МУП «Орскбытсервис». Эта организация энергично взялась за дело. Она даже завершила работы в установленный срок.
Но… Забор оказался коротким. Он опоясывает не все кладбище, а лишь его часть. Вот как это выглядит.
Павел Лещенко, корреспондент ORSK.RU
Для чего вообще был нужен этот забор? В первую очередь для того, чтобы не пускать на кладбище скотину. Эта понятно: святое место, чтобы коровы не ходили между могил, не гадили. И здесь они, действительно, не пройдут. Но что им мешает пройти вот здесь? Как мы видим, забор не дотянули до конца. И местные жители возмущены.
Когда мы приехали в Новоказачий, этот вопрос как раз обсуждался в клубе — там вела прием Елена Колядина, руководитель Ленинского района. Собственно, к ней местные жители и выдвигают претензии: ведь район объявлял госзакупку, он формулировал техническое задание и так далее. Вот что нам сказали женщины, пришедшие на прием:
Сейчас там не догородили — денег не хватило. И помощник депутата объясняет, что сейчас уже зима, и денег нет, и на тот год что-нибудь сделаем. А сейчас там коровы вовсю ходят… С народом никто не общается, толком ничего не объясняют, в общем, людей за людей не считают… Жители поселка по 500 рублей собирали, а теперь сказали, мало, забор не дотянули, еще надо дособирать.
Мы попросили Елену Колядину прокомментировать эту ситуацию. Ее позиция прямо противоположная. В том, что забор оказался таким коротким, говорит она, виноваты сами жители поселка — это они проводили замеры, на основании которых формировалось техзадание.
Елена Колядина, руководитель администрации Ленинского района Орска
Чтобы этот проект заработал, 5% жители должны были сложиться, это было условие данной программы. Жители собрали, это проект жителей, они решили, что надо ограждение кладбища [возвести] — много лет жители жаловались, что у них гуляют здесь коровы. И в данном проекте сами жители производили замер, какой длины нужен забор. Полтора года назад жители намерили 496 метров.
Итак, жители намерили, а подрядчики по этим цифрам настроили — и что получилось, то получилось. Впрочем, уверяет руководитель района, проект еще можно будет довести до ума — когда-нибудь потом.
Елена Колядина, руководитель администрации Ленинского района Орска
Если вдруг на сегодняшний момент, или через месяц, через два, через пять, жители решат, что им нужно забор еще поставить — пожалуйста, мы их инициативу поддержим.
Ну, а пока жителям, похоже, придется решать проблему как-то иначе. Например, строже спрашивать с пастухов, чтобы те не пускали коров на кладбище...