Депутаты Орского горсовета подняли зарплату высшим чиновникам городской администрации. Оклады 10 руководителей — речь о замах главы и руководителях трех городских районов — увеличились на 30%. Оклады еще шести повысились сразу на 50% — речь о самом главе, председателе горсовета, его заме, председателе горизбиркома и председателе контрольно-счетной палаты. Еще о депутате Совета, который работает на освобожденной основе, но таких сейчас в депутатском корпусе нет.
Еще до начала заседания было понятно, что обсуждение окажется жарким: еще бы, такая тема… Ожидания не обманули. Эмоции так и бурлили. Вот, например, эпизод с участием двух депутатов: коммуниста Виталия Омельченко и единоросса Сергея Бенцмана.
Омельченко: — Пожалуйста, не перебивайте, мы уже видели, вы меня перебивали, и Манаеву, и Коровина...
Бенцман: — У меня есть право такое! Если вы не соблюдаете регламент...
Омельченко: — Насколько я знаю, когда вы были в оппозиции, как вы сегодня называете нас, а вы и в «Патриотах России», и в ЛДПР, уже перебежали все, и теперь перебежали сюда - вас там не оскорбляли!
Бенцман: — Галина Андреевна, я прошу вас еще одно замечание сделать человеку, потому что он делает конкретную оценку лично мне. Поставьте этот вопрос на голосование.
Омельченко: — Потому что перебиваете именно вы.
Завершилась эта стычка предсказуемо: замечание Омельченко, конечно, влепили. Из 17 присутствовавших депутатов за это проголосовали 14. Против — трое: он сам, Коровин и Манаева. Запомните этот расклад: 14 против трех. С таким результатом заканчивалось голосование практически по всем вопросам повестки этого дня.
Так вот, возвращаясь к зарплатам. Оппозиционеры стояли на том, что повышать их в нынешней ситуации нецелесообразно. Екатерина Манаева привела в пример опыт заграницы.
Екатерина Манаева, депутат горсовета
В азиатских странах есть такая практика: если фирма не процветает, то в первую очередь урезается зарплата руководителя... Вот я считаю, что это вызовет большое негодование у жителей города, это поднятие зарплат. Если поднимаются зарплаты у руководителей, я всеми руками «за», пусть ни поднимаются, но тогда пусть поднимаются и у рядовых сотрудников, и, тем более, у обслуживающего персонала. Его в администрации города предостаточно.
Павел Коровин, наоборот, призвал вернуться к истокам.
Павел Коровин, депутат горсовета
В дореволюционное время — а я ознакомился с архивами — когда рассматривалась казна, то оплата главы Орска назначалась на уровне или меньше, чем оплата полицейского, врача и учителя. В советское время председатель горисполкома получал зарплату, исходя из положения в трудовых коллективах.
Поспорил с оппозиционерами Ергалий Желенов. По его мнению, такой резкий рост зарплат следует расценивать как выплату за предыдущие годы, когда роста не было вовсе.
Ергалий Желенов, депутат горсовета
Бюджет в 2014, 15 году был намного хуже, чем бюджет 2021-22 года. Вы знаете, у нас бюджет дефицитный, и ни председатель городского Совета, ни глава не получали повышения с учетом инфляции. И сейчас, когда мы принимаем [новый бюджет], мы говорим: «Спасибо, пока у нас бюджет был плохой, мы не повышали, а вы в это время работали, а теперь мы вам просто воздаем должное и возвращаем это дело».
В диалог включился и сам глава. Он напомнил, что повышал зарплату рядовых чиновников еще 2 года назад, только заступив на должность. И теперь, по его словам, ситуация сложилась парадоксальная: руководитель получает практически столько же, сколько и его подчиненный.
Василий Козупица, глава Орска
Я считаю, что любая работа должна вознаграждаться, и вознаграждаться в соответствии со статусом. Мы подняли заработную плату 2 года назад всем чиновникам администрации города, и индексировали ежегодно ее, а вот руководителям не подняли. Я считаю, что неправильно, когда руководитель получает на уровне своего подчиненного. Вот зарплата руководителя, вот подчиненного. Вот она приблизилась. Как повысить зарплату подчиненного: что она, выше должна быть? Поэтому надо повышать руководителю, чтобы потом повышать всем вместе, в одном темпе.
Коровин зацепился за то, что в пояснительной записке к проекту была приведена стандартная формулировка: дескать, принятие решения не приведет к негативным экономическим и социальным последствиям. Ладно еще экономическим, бушевал депутат (хотя только повышение окладов замам заберет из городского бюджета около 4 миллионов в будущем году) — но как это не будет негативных социальных последствий? Народ и так имеет массу претензий к городской власти, он точно воспримет эту новость негативно, заявил самый опытный депутат!
Павел Коровин, депутат горсовета
Вы сказали, что принятие этого решения не повлечет никаких социальных последствий. Чем вы обосновывали эту фразу в заключении? Вот я считаю, и народ считает, что будет снижение доверия к органам власти.
Ответил ему Сергей Ястребцев. Он попросил Коровина не говорить от имени народа. Все противники решения, намекнул он, это и есть три горсоветовских оппозиционера.
Сергей Ястребцев, депутат горсовета
Я говорю о том, что нужно привести в соответствие уровень экономической и социальной ответственности конкретного должностного лица к уровню его доходов, чтобы не допустить снижение качества управленческих кадров. Возгласы о том, что жители Орска не поддержат этого... Нужно тоже уточнять: некоторые жители! Некоторые — их конкретно три, и они все здесь сейчас присутствуют.
В конце концов депутаты приняли решение. Точнее — два решения: по замам и по самому главе. Но в обоих случаях голоса распределились одинаково: 14 «за», 3 «против».