Пятеро орских депутатов — трое из горсовета (Коровин, Омельченко, Манаева) и двое из Заксоба (Гудомаров, Романенко) — провели встречу с журналистами, на которой рассказали о том, что их не устраивает в бюджете будущего года, как они относятся к обязательной вакцинации и введению QR-кодов и вообще, каково это — противостоять коллегам из партии власти.
Предполагалось, что пресс-конференция пройдет в одном из помещений ДК Нефтехимиков. Екатерина Манаева даже оплатила аренду небольшого зала (чек на 2 тысячи рублей она продемонстрировала журналистам), но в последний момент руководство ДК проводить конференцию запретило, сославшись на антиковидные ограничения. Манаевой предложили даже вернуть деньги, но она не взяла — пусть, мол, пойдут на развитие негостеприимного учреждения культуры.
В общем, пресс-конференция состоялась прямо на крыльце. Депутаты общались с журналистами на морозе, вызывая некоторое недоумение прохожих. Один из них воспользовался случаем, чтобы высказать свои претензии народным избранникам:
Но давайте перейдем к сути обсуждавшихся вопросов. На последнем заседании Заксоба, состоявшемся 25 ноября, был в первом чтении принят бюджет области на 2022 год. Коммунисты (а из шести депутатов, представляющих Орск, пятеро состоят в этой партии) голосовать за него отказались.
Первое, что их не устроило — это распределение средств, собираемых в регионе. Почти все доходы, говорят они, уходят в Москву, незначительная часть остается Оренбургу, а уж муниципалитетам и вовсе перепадают жалкие крохи.
Владимир Гудомаров, депутат Заксоба
Если раньше, несколько лет назад, 73% федералы забирали, а 27% оставалось в Оренбургской области, то сегодня пропорция стала 81% к 19%. 81% забирает центр, 19% в регионе остается. А в соседней Татарии — 64% на 36%.
Вторая претензия — бюджет, который постоянно называется социально-ориентированным, на самом деле, считают депутаты, не оставляет возможностей для развития социальной сферы. Да, говорят они, на «социалку» выделяется больше средств, чем в прошлые годы, но это потому, что цены выросли, особенно — тарифы на коммунальные услуги.
Сергей Романенко, депутат Заксоба
Постоянно с трибуны во время сессии говорилось, что бюджет социальный. Мы говорим, что у нас на систему здравоохранения значительная часть бюджета уходит. Все это правильно. Но в основном-то уходит на оплату по коммунальным платежам, но нет развития, ремонта, недостаточно повышения заработной платы...
Владимир Гудомаров привел в пример ситуацию со школьным питанием:
Владимир Гудомаров, депутат Заксоба
По питанию [школьников] индексация происходит. Вот, стоимость питания на 2022-24 годы проиндексирована аж на 4%! Было 65, станет 67 рублей. То есть на 2 рубля повысили, а инфляция как скакнула? И где этот социальный бюджет?
Павел Коровин поддержал коллег из Заксоба и заявил, что в Орске с бюджетом происходит примерно то же самое:
Павел Коровин, депутат Орского горсовета
Говорят о социально-ориентированном бюджете, а на самом деле это бюджет бюрократический, направленный на технические расходы и увеличение зарплат чиновников. Несколько раз по Старому городу ставили вопрос, что нужно построить детский сад. И вроде бы там был боевой депутат горсовета, Ращупкин, сейчас он на областном уровне, и снова городу Орску детского сада не видать. Нет других социально-направленных вопросов, таких, как ремонты школ, а у нас 5 проблемных школ, и другие.
На том же заседании Заксоба, 25 ноября, рассматривался и другой важный вопрос: об обязательной вакцинации и введении QR-кодов, которые позволят привитым гражданам проходить туда, куда будет закрыт ход непривитым. Оппозиционеры — и коммунисты, и справедливороссы — голосовали против такой практики. Однако в Заксобе их недостаточно, чтобы блокировать принятие решений, и вопрос был принят большинством голосов. Но это, считают орские депутаты, наверняка обернется всплеском социальной напряженности.
Павел Коровин, депутат Орского горсовета
Десятки звонков к нам в приемную [поступают]. Говорят, стращают, что 1 декабря те, кто не привились, зарплату получать не будут. Учитель 49 школы, женщина, воспитывает одна двух детей, ей сказали: «Все, получать зарплату не будешь». Есть и другие сигналы. Поэтому мы один раз уже направили обращение к президенту и уполномоченному по правам человека, в генпрокуратуру.
Помимо этого, депутаты затронули тему заседания Орского горсовета, проходившего в тот же день, что и заседание Заксоба. Как мы уже рассказывали, на нем было объявлено одно замечание Екатерине Манаевой и сразу три — Виталию Омельченко. Никаких серьезных последствий это за собой не повлекло, но оппозиционеры из принципа обратились в прокуратуру — наказание, хоть и символическое по сути, они считают несправедливым и намерены оспаривать его, если придется, на самом высоком уровне.