Денис Садчиков, бывший работник муниципального предприятия «Орскгортранс», обратился в прокуратуру с просьбой восстановить нарушенные права своих коллег. По его словам, трамвайщики выполняют тяжелейшую работу в ужасных условиях, получая за это сущие копейки — и количество этих копеек от года к году уменьшается.
В «Орскгортрансе» он за неполных три года успел поработать практически на всех участках — в качестве рабочего, разумеется. Это, говорит он, нормальная практика: организация испытывает сильнейший кадровый голод, работать там люди не стремятся, и тем, кто уже работает, приходится быть «универсалами».
Денис Садчиков, бывший работник МУП «Орскгортранс»
Я работал и в службе пути, и кондуктором, и водителем трамвая. Также работал слесарем [по ремонту] подвижного состава. Ну, нас по совмещению просили выйти, когда в связи с погодными условиями вагоны ломались сильно, нас, некоторых мужиков из водителей, переводили в слесаря.
Почему же трамвайщик в нашем городе — профессия не престижная? В первую очередь, говорит Денис, дело в крошечных зарплатах.
Денис Садчиков, бывший работник МУП «Орскгортранс»
Работаешь 4/2 - получаешь минималку. То есть 4 дня - в первую [смену], 4 дня - во вторую. Между ними - 2 дня выходных. Люди с выходных дней выходят - по закону, должна быть двойная оплата. Ее нету, оплачивают как голый тариф: 31 рубль 31 копейка. За час.
На тариф набрасываются премии, но как именно они начисляются, работяги, по словам Дениса, разобраться не могут. Но в итоге тот, кто выполняет норму, получает МРОТ. Норма — 160 часов в месяц. То есть стандартные 8 часов в день. Но, говорит он, нормой люди не ограничиваются — им ведь нужно и самим как-то существовать, и семьи кормить. Поэтому приходится перерабатывать, выходить в рейсы в свой законный выходной.
Денис Садчиков, бывший работник МУП «Орскгортранс»
Чтобы получать 20 тысяч, у тебя должно быть 3-4 выходных за месяц. Хочешь получать чуть побольше — значит, паши, как негр.
На вопрос, сколько получает кондуктор, Денис отвечает:
Денис Садчиков, бывший работник МУП «Орскгортранс»
Тысяч 17-18. Это если работать без выходных.
Впрочем, низкие зарплаты, говорит он, не единственная беда. Сами условия, в которых вынуждены работать люди, не выдерживают никакой критики. Например, кондуктору на некоторых маршрутах в течение рабочего дня даже пообедать нормально нельзя.
Денис Садчиков, бывший работник МУП «Орскгортранс»
Если на «единичке», на «двойке» предусмотрен обед у кондуторов, то, кто работает на «тройке», на «пятерке» — их на обед не меняют. Причем некоторые люди работают по 12, по 15 часов. В холодном вагоне, в антисанитарии... Сиди, обедай в вагоне, когда он стоит на кольце. Руки не помыть, не умыться. Ну, сидишь, грязными руками пытаешься покушать.
Летом, говорит Денис, работать еще можно. Зима же — черное время для трамвайщиков.
Денис Садчиков, бывший работник МУП «Орскгортранс»
Вагоны все грязные, в них холодно. Есть , которые более-менее отапливаются, а есть, которые продуваются насквозь: уплотнителя нету, резинок нету. Водители, чтобы не мерзнуть, щетки для калорифера [расходный материал для электрического нагревателя, отапливающего трамвайный салон] берут за свой счет иной раз.
Вообще, это, уверяет наш собеседник, отдельная тема: практически все работники муниципального предприятия вынуждены, чтобы нормально работать, тратить собственные деньги.
Денис Садчиков, бывший работник МУП «Орскгортранс»
Спецодежду, которая для работы нужна, тот же самый инструмент — люди берут за свой счет. То, что дает трамвайное управление — ну, им работать невозможно. Причем покупают, просят, чтобы вернули деньги за приобретенное — никто не возвращает. Говорят: «Ну, вы же себе купили. Нам в принципе без разницы, чем вы будете работать». На вагонах между водителями связи никакой нету, только личные сотовые телефоны. Возмещать — никто этого не возмещает. Ладно, когда надо в течение смены слесаря вызвать, центральному позвонить - ну, не так сильно на баланс это влияет. А когда. допустим, идет буксировка вагона? Исправный вагон сзади толкает неисправный. Естественно, водителю, который толкает, нужно знать дорожную обстановку, но он ее видеть не может, и ему рассказывает водитель неисправного вагона. А с кольца Старого города до депо буксировка занимает порядка часа.
Сейчас Денис уже не работает в «Орскгортрансе», и это позволяет ему начать спор с бывшим начальством, не боясь преследований. Это, надеется он, поможет не только ему, но и друзьям, которые работают там до сих пор.
Денис Садчиков, бывший работник МУП «Орскгортранс»
Прокуратура Ленинского района сейчас занимается данным вопросом. Ну, не знаю, посмотрим.
Мы тоже посмотрим. И обязательно вернемся к этой теме в своих публикациях.