Орская пенсионерка оформила заявку на получение кредита, даже не заметив этого. Неосторожно подписанное пером оказалось невозможно вырубить топором: и сама бабушка, и ее внучка пытаются совершенно не нужную им заявку отменить, но пока у них ничего не получается.
Итак, обо всем по порядку.
Наталье Федоровне Николенко уже 80 лет. Возраст немалый, проблем со здоровьем хватает — и ноги плохо ходят, и руки плохо держат. А после недавно перенесенного ковида стало совсем плохо с памятью. Может и дверь забыть закрыть, и полученную только что пенсию спрятать так, что потом сама не найдет.
Наталья Николенко, орская пенсионерка
Мне уже нельзя доверять. С головой я вот в больнице лежала, в Питере.
Поэтому она попросила внучку Ольгу, которая приехала в гости из Петербурга, отвести ее в банк, оформить пенсионную карту, чтобы эту карту отдать на хранение своей дочери, тоже уже пенсионерке. Ближе всех к дому — идти далеко не хотелось по понятным причинам — находится офис «Почта Банка». Туда бабушка с внучкой и направились.
Ольга Феоктистова, внучка Натальи Федоровны
Я дала паспорт, она [работница «Почта-Банка»] сидит, все оформляет. Говорит: «Подходите, распишитесь». Она [бабушка] подошла, расписалась. Говорит: «Вам придет СМС сейчас, продиктуйте код». Я этот код говорю, и так несколько раз. Выдала карту, и, когда мы уже собрались уходить, она говорит: «Вам сейчас позвонят — скажете, что вам уже не нужен кредит». Какой кредит?! «Ну, я вот тут заявку создала, у меня программа так настроена».
Оказалось, что среди многочисленных подписей, поставленных бабушкой, какая-то разместилась под заявкой на оформление кредита. Зачем ей эту бумагу подсунули? Так и осталось непонятным.
Ольга: Может быть, у них действительно так сотрудникам...
Наталья Федоровна: Ну, как это так? Обманывать-то?
Ольга: Нет, я имею в виду, может, у них действительно там план [по оформлению заявок на кредиты], может, и программа так, на самом деле, настроена... Но это же не правильно, как это так?
С одной стороны — кредит как таковой еще не оформлен, по логике, договор можно просто не подписывать, тогда и проценты платить не придется. Но с другой — бабушка с внучкой уже ни в чем не уверены. Да и потом, человек, как уже говорилось, пожилой, многое забывает и может что-то еще подписать, не отдавая себе в этом отчета. В общем, перед вылетом домой в Питер внучка решила заявку, подписанную бабушкой, аннулировать. Но это оказалось не так-то просто.
Ольга Феоктистова, внучка Натальи Федоровны
Я звонила на «горячую линию» 150 тысяч раз, в этот банк. Они спрашивают фамилию-имя-отчество, дату рождения. Бабушка все называет. Оператор говорит: «Назовите первую и пятую цифру кода из СМС». Естественно, бабушка, во-первых, не видит, во-вторых, этот код приходит на мой телефон. Я начинаю диктовать, оператор говорит: «Мы вас даже слушать не будем, общаться не будем, вы — третье лицо, вы не имеете права». Ну и все, в итоге нам заявку не отменили, все так и висит. Как будто бабушка берет кредит у них.
Мы попытались получить комментарий у руководства банка, но ничего из этого не вышло, во всяком случае, пока: на сайте организации указаны адреса орских отделений и банкоматов, но телефонов, по которым можно было бы связаться с управляющим, нет. В разделе «пресс-служба» телефоны тоже не указаны, только адрес электронной почты. Мы, конечно, отправили на него официальный редакционный запрос. Получив ответ, еще вернемся к этой истории.