1932 год, строительство деревянного моста через Урал. Фото из фондов Орского краеведческого музея
Осенью 1953 года из Орска в Москву было отправлено письмо. Оно было адресовано председателю Совета министров СССР – Георгию Маленкову. Об этой исторической личности стоит рассказать чуть подробнее: во-первых, Маленков, хоть и недолго, руководил нашей страной, а во-вторых, он был нашим земляком – в смысле, оренбуржцем.
Письмо, составленное в 1953 году, вскоре после смерти Сталина, хранится в городском архиве
Сын оренбургского дворянина, наследник Сталина
Георгий Маленков родился в 1901 году в городе Оренбурге в семье мелкого дворянина, коллежского регистратора (это был низший, 14-й класс службы по табелю о рангах, то есть самый ничтожный чиновник; звание соответствовало армейскому званию прапорщика) Максимилиана Маленкова. Дед, впрочем, был полковником царской армии, а прадед — контр-адмиралом, но со временем дворянский род, как это часто бывало, измельчал… Мать будущего премьер-министра и вовсе была дочерью кузнеца. В 1919 году (еще шла Гражданская война) Георгий, окончивший с отличием гимназию, поступил на службу в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию. Отличиться в бою не смог – продвигался больше по политической части, был агитатором, инструктором в агитпоезде (специальный состав, ездивший по подразделениям Туркестанского фронта с представлениями и беседами, поднимавший дух бойцов), корреспондентом газеты.
Георгий Маленков. Фото из открытого доступа
После Гражданской – студент электротехнического факультета МВТУ, потом – сотрудник Московского обкома партии. Дальше – стремительная карьера по партийной линии, участие в печально известных «чистках». Во время Великой Отечественной – член Государственного Комитета Обороны (которым руководил сам Сталин), выезжал на Сталинградский, Донской и Центральный фронты, руководил некими секретными направлениями работы, за что в 1943 был удостоен звания Героя Соцтруда. Входил также в комитет по использованию атомной энергии… После войны стал одним из главных лиц государства.
Фото РИА Новости. Справа — Иосиф Сталин. Рядом — его наследники: Лаврентий Берия, Никита Хрущев, Георгий Маленков (во втором ряду).
После смерти Сталина, когда решался вопрос, кто же займет место вождя, вступил в негласное противоборство с главным чекистом Лаврентием Берией. Закончилось оно тем, что в июне 1953 года Берия был арестован прямо в Кремле, на Пленуме ЦК КПСС. Маленков, обращаясь к маршалу Победы Георгию Жукову, сказал: «Предлагаю вам как Председатель Совета Министров СССР задержать Берию». Жуков скомандовал: «Руки вверх!» Вскоре мальчишки на территории всего Союза пели частушку: «Берия, Берия, / Нет тебе доверия, / Сам товарищ Маленков / Надавал тебе пинков». Спустя полгода жизнь всесильного главы НКВД прервалась – по приговору суда он был расстрелян как заговорщик, шпион и вредитель.
А такой стишок был опубликован в газете «Орский рабочий» 26 декабря 1953 года, через 3 дня после расстрела Берии
Товарищ Маленков, готовившийся занять место лидера, тем временем выступал с критикой прежнего строя, предлагал «прекратить политику культа личности и перейти к коллективному руководству страной» и вообще был за демократические перемены; но в начале 1955 года сам растерял политическое влияние и уступил место вождя Никите Хрущеву, а сам отправился руководить электростанцией в Усть-Каменогорске, а потом и вовсе вылетел из КПСС. Пусть и попавший в опалу, дожил он, в отличие от политического конкурента Берии, аж до 1988 года – совсем чуть-чуть не хватило до развала Союза…
1953 год, памятник Сталину возле Никелькомбината. Фото из фондов Орского краеведческого музея
Но во время, о котором мы говорим – летом 1953 года – Маленков был на самом гребне своей карьеры. Неудивительно, что к нему, к земляку и фактическому правителю громадной страны, обратились за помощью орские чиновники.
«Временный» мост, прослуживший 30 лет
Письмо подписали заместитель председателя горисполкома Михаил Мухин и секретарь горкома КПСС Федор Кучкин. Они просили Маленкова решить давнюю проблему Орска: построить полноценный, капитальный, мост через Урал.
Дело в том, что два берега реки тогда соединял деревянный мост. Возвели его еще в 1932 году и каждый год во время весеннего половодья разбирали – тогда, до создания Ириклинского водохранилища, регулировать количество воды в реке было совершенно невозможно, и время от времени город сильно затапливало. Мост, разумеется, сносило бурным потоком и льдинами, которые он нес.
Наводнение 1942 года: улица Советская (слева видно здание кинотеатра «Октябрь») превратилась в реку. Фото из фондов Орского краеведческого музея
Поэтому каждую весну мост заблаговременно разбирали, и связь между Европой и Азией практически прерывалась, пока не спадет вода.
Город Орск разделен рекой Урал на две части… Связь между обеими сторонами города осуществляется через временный деревянный мост. В весенние паводки мост разбирается, и до полутора месяцев связь в городе нарушается.
Проблеме этой было столько же лет, сколько самому Орску. Но до революции, когда он весь умещался в границах нынешнего Старого города с Форштадтом, с такими неудобствами можно было мириться. Ну, не попадешь ты полтора месяца в хутор Ново-Троицкий или хутор подполковника Круторожина — велика ли беда? А вот в 30-е годы, и тем более в годы военные, ситуация изменилась кардинально.
В правобережной части размещены основные промышленные предприятия с населением до 90 тысяч человек, на левобережной стороне размещены мясоконсервный комбинат и другие промышленные предприятия союзной, республиканской и местной промышленности, сбытовые базы и крупный железнодорожный узел. На территории левобережной части города проживает свыше 60 тысяч человек. В этой части города находится единственный в городе рынок, которым пользуется значительная часть населения города… Большинство подсобных хозяйств промышленных предприятий города сосредоточено на левом берегу Урала, связь с которыми нарушается весной.
Это было, безусловно, огромной проблемой. Никелькомбинат, Чкаловский завод, Механический, Машиностроительный, ТЭЦ – все они находятся в Европе. Но продукты туда подвозятся из Азии – с мясокомбината, с железнодорожной станции, из колхозов и совхозов Новоорского, Домбаровского, Адамовского районов, из подсобных хозяйств (тогда у всех крупных предприятий имелись свои поля, где выращивались овощи, свои свинофермы и так далее). Наконец, и людей нужно было возить туда-сюда: кто-то работал, скажем, на ТЭЦ, а жил в Старом городе; кто-то, наоборот, вынужден был ежедневно ездить из Соцгорода на мясокомбинат…
На современной спутниковой карте (использован сервис яндекс.карты) мы красной линией обозначили место расположения деревянного моста. Машины (а с 1954 года и трамваи), приезжая из Нового города в Старый, попадали не на улицу Петрашевцев, как сейчас, а на улицу Герцена.
В общем, мост, это хлипкое деревянное сооружение, был сильно загружен.
Через [временный мост] за 10 часов в оба направления проходит до 2500 автомашин, до 1000 мотоциклов, до 1200 подвод и переправляется до 38 тыс. человек.
Когда в ожидании наводнения мост разбирали, сообщение между берегами не прекращалось совсем, это было просто невозможно. Власти запускали паром – он перевозил через реку грузы; наспех сооружали понтонный мост для пешеходов. Плюс, конечно, лодки постоянно сновали туда-сюда. Но все это было малоэффективно, дорого, а главное, очень опасно.
Ввиду бурного течения реки и сильных ветров весной и большого скопления людей, почти ежегодно имеют место несчастные случаи с лодками и паромами, в двух случаях имели место человеческие жертвы.
В общем, было совершенно очевидно: Орску требуется большой капитальный мост, который надежно свяжет Европу с Азией. Эта необходимость признавалась властями еще в 30-х годах:
Необходимость и экономическая целесообразность постройки постоянного моста через реку Урал была установлена еще в третьей довоенной пятилетке. По заданию Министерства цветной металлургии СССР в 1939 году проектная контора «Союзникельоловопроект» составила проект моста через Урал.
Но проект этот не был осуществлен по понятным причинам: началась война, все силы были брошены на разворачивание оборонной промышленности, до моста ли? И проект (вместе с проектом трамвайного движения – его начали реализовывать еще в конце 30-х, но с началом войны свернули, и в итоге трамвай побежал по орским улицам только в 1948-м) положили под сукно.
50-е годы, здание пединститута на Советской и фонтан перед ним. Фото из фондов Орского краеведческого музея
И вот, в 1953-м, орские власти обратились к земляку, взлетевшему на самую вершину власти: помоги.
…Городской Совет депутатов трудящихся и городской комитет КПСС просят Вас разрешить в 1954 году строительство постоянного моста через реку Урал в г. Орске и выделить средства.
Письмо ушло в Москву, и даже определенный результат был достигнут: «наверху» дали команду начать работу над проектом! Но, когда проект этот был готов, политическая ситуация изменилась – Маленков потерял должность, а вместе с ней и влияние. Связано ли это или нет, сказать не можем, но строительство стало вестись ни шатко, ни валко: работу то и дело останавливали его из-за нехватки денег и материалов, сроки сдачи объекта переносили и переносили.
Не дождавшись завершения строительства каменного моста, орчане пустили трамвай по деревянному. Газета «Орский рабочий» от 10 ноября 1954 года
В итоге он был достроен только через 8 лет! Движение по новому бетонному мосту, который нам всем так хорошо знаком, началось 7 ноября 1961 года…
1958 год, ДК Нефтехимиков. Фото из фондов Орского краеведческого музея
За помощь в подготовке материала автор благодарит Орский филиал Государственного архива Оренбургской области (директор Инна Ершова), центральную библиотечную систему города (директор Валерия Карижская) и Орский краеведческий музей (директор Галина Белова).