В квартире орчанки Веры Вардиковой уже пятый день нет воды. Труба перемерзла, забилась льдом, а может, и вовсе лопнула — никто не знает. И совершенно непонятно, кто и как будет эту ситуацию исправлять… Да и будет ли вообще.
Вера Вардикова, пенсионерка
Начиная с 25-го числа — 24-го вода замерзла, 25-го я начала каждый день звонить 112, УЖКХ, Советский район — никто ничего не делает. Я сижу без воды. Я хожу к соседям [в пятиэтажку напротив] и прошу воду. Но сейчас обстановка-то какая: у всех счетчики... Все мы пенсионеры, все живём от пенсии до пенсии. Мне неудобно, но я вынуждена. Элементарно ни умыться, ни сварить! Даже у кошки воды нет, бедная кошка…
Как такое вообще могло случиться? Тут надо начинать издалека. Дом № 55 по улице Вокзальной, построенный ещё в 1941 году, был признан аварийным 5 лет назад. Старую двухэтажку начали постепенно расселять.
Информация о доме на сайте «Реформа ЖКХ»
Люди подписывали договоры с администрацией — кто брал денежную компенсацию, кто другое жильё взамен сданного — и переезжали в дома поновей. Сейчас в доме осталось лишь две обитаемых квартиры — та, в которой живет Вера Владимировна, и такая же, расположенная этажом выше. Почему так произошло — отдельный разговор. Вера Владимировна сейчас судится со вторым совладельцем своего жилья, её соседа не устроил тот вариант, который ему предложили чиновники. Но это уже детали, которые к сути дела имеют мало отношения. Важно, что люди в доме по-прежнему живут, платят за коммунальные ресурсы — воду в том числе.
Но, прежде чем попасть в кран жилой квартиры, вода эта проходит по квартирам, расположенным в нежилом, полностью расселенном, подъезде. А там стоит минусовая температура. Потому что в оставленное жильё повадились лазить какие-то подозрительные люди. Они попросту разбивают окно и вытаскивают через него все, что не стали перевозить бывшие владельцы — от брошенной техники до дверей. Иногда, чтобы не работать в холоде, они даже разводят в опустевшей квартире костры. Недавно один такой костерок пришлось тушить пожарным…
Вера Вардикова, пенсионерка
Я вызывала лично несколько раз милицию, ответ приходил: неизвестные лица. Уголовное дело не завели ни на кого. Как обычно у нас. 4-го октября я специально поехала в КУИ [комитет по управлению имуществом], в свой день рождения на приём записалась. Говорю: это же ваша собственность. Забейте окна, там уже бомжи начинают костры жечь! Мне ответил замдиректора — забыла его фамилию — «У нас нет средств на это».
Итак, непрошеные гости уходят из разграбленной квартиры, а через разбитые окна туда проникает мороз. В итоге водопроводные трубы перемерзают и лопаются. Отогревать и чинить их никто не собирается.
Вера Вардикова, пенсионерка
Теперь [в подъезде] никто не живет, дверь закрыта металлическая. И мне предлагают — администрация, Единая диспетчерская служба, Советский район — говорят: «Складывайтесь и нанимайте слесарей». Я говорю: «Да даже, допустим, я бы сейчас договорилась с какой-то управляющей компанией, — я же не имею права туда зайти!» Эта металлическая дверь — если мы сейчас ее вскроем, накажут кого за порчу имущества администрации города?
Действительно, мощная железная дверь, ведущая в расселенный подъезд, заперта. Не через окно же лезть нанятым водопроводчикам? Да и с юридической точки зрения это было бы неверно: квартиры переданы администрации бывшими владельцами в обмен на новое жилье или денежные компенсации, то есть это фактически муниципальная собственность.
В общем, ситуация действительно складывается тупиковая. Вера Владимировна сказала, что сейчас готовит обращение к губернатору. И продолжает ходить в соседнюю пятиэтажку с ведром — жить-то как-то надо…
Мы запросили комментарий в городской администрации. В итоге получили такой ответ:
Пресс-служба администрации Орска:
Гражданка Вардикова не является собственницей жилого помещения в доме № 55 по ул. Вокзальной. На данный момент администрация города действительно судится с собственником указанной квартиры. Суть в том, что два собственника указанной квартиры, которые владеют ею в равных долях, не могут договориться. Один выбрал денежную компенсацию, второй намерен получить новое жилье взамен аварийного. В связи с тем, что по закону нельзя выплатить компенсацию и приобрести квартиру одновременно, администрация была вынуждена обратиться в суд об изъятии помещения с выплатой ее собственникам денежного возмещения. В настоящее время судебные разбирательства не закончились, назначено проведение экспертизы по определению рыночной стоимости аварийного помещения. Поскольку дом почти полностью расселен, то он остался без управляющей компании. Из-за отсутствия постоянного разбора воды система водоснабжения перемерзает. В минувшие выходные по заявлению Веры Вардиковой работники УЖКДХТ доставляли ей питьевую воду. Кроме того, муниципалитет готов рассмотреть возможность предоставления жильцам аварийного дома временного жилья из маневренного фонда.