Это не курорт в Гае, это парк ТЭЦ в Орске. 1936 год. Красиво, правда? Фото из фондов Орского краеведческого музея
Город Гай был основан, как известно, 9 мая 1959 года на площадке строительства горно-обогатительного комбината подняли флаг, что и принято считать моментом основания города. Поначалу он, конечно, городом не считался, был одним из удалённых районов Орска – как Новоказачий, или Круторожино… Или Новотроицк, кстати. Со временем обрёл самостоятельность, а в 1979 году, как раз к своему 20-летию, получил статус города, причем стал тысячным городом страны, чем гайчане очень гордятся.
В общем, считается, что Гай был основан в 1959 году, эта дата указана во всех официальных источниках, от неё и ведётся отсчёт – вот, недавно, в 2019-м, довольно пышно отмечалось 60-летие...
Гай в конце 50-х - начале 60-х годов. Все фото взяты с сайта Гайского ГОКа
Но мало кому из нынешних жителей города известно, что Гай существовал почти сотню лет назад – так назывался курорт, располагавшийся на территории современного города (точнее, на его окраине, ближе к селу Калиновка).
На спутниковом фото (мы использовали сервис google.maps) хорошо видно то самое озеро изумительного изумрудного цвета...
О нём рассказывается в старом (1936-го года) письме, которое мы обнаружили в Орском филиале Государственного архива Оренбургской области. Написал его некий Медведев, замначальника областного отдела здравоохранения. А направлялось письмо в Москву, в наркомздрав (народный комиссариат здравоохранения), которым тогда руководил старый большевик Григорий Каминский (руководить ему, правда, оставалось недолго – арестован в 1937, расстрелян в 1938).
Так вот: в Наркомздрав отправили письмо, в котором рассказывалось о целебных свойствах гайского источника, бьющего из-под земли, богатой медными и прочими рудами.
Курорт Гай находится в Орском промышленном районе в 35 км от г. Орска. На месте расположения курорта имеется озеро площадью 500 квадратных метров. Ещё в 1890 году казахи, кочующие в орских степях, обнаружили это озеро и расселились вокруг него, но вода оказалась кислой и солёной, которую не мог пить даже скот. При купании лошадей казахи обратили внимание на то, что у лошадей, имеющих нарывы, подпарины, раны, после купания последние быстро исчезали. Поэтому казахи, применяя эту воду на себе, при заболевании кожными болезнями получали положительные результаты. В то ещё отдалённое время это озеро получило название «Купоросное озеро».
Со временем на странное озеро обратили внимание и власти. В 1928 году на берегу поставили «примитивную лечебницу и стационар на 20 коек». В 1932 году курорт этот перешёл в краевое подчинение (Оренбургской области тогда не существовало; и Оренбург, и Орск входили в состав Средне-Волжского края со столицей в Самаре).
1934 год, верблюды подвозят материалы на стройплощадку Локомотивного завода. Фото из фондов Орского краеведческого музея
Больные стали не только купаться в Купоросном озере, но и пить воду, которой брезговал скот; результаты, по наблюдениям врачей, оказались замечательными!
Своими показаниями Гай родственник курорту Пятигорск. Особенно вода курорта обладает большим целебным свойством при лечении бруцеллёза. Больные бруцеллёзом излечиваются на 90% , а также высокий процент излечения больные получили при заболевании ревматизмом и кожными болезнями (чешуйчатый лишай и друг.).
В приложении к письму указывались болезни, которые с разной степенью эффективности (какая получше, какая – похуже) излечивались этой замечательной водой.
- Полиартриты;
- бруцеллёз;
- болезнь Банга [одна из форм бруцеллёза];
- хронический ревматизм;
- анемия;
- радикулиты;
- моноартриты;
- спондилиты;
- артралгии;
- ишиас;
- варикоз;
- невралгия;
- тромбофлебит;
- неврастения;
- коксит;
- дисменорея;
- хроническое воспаление придатков матки;
- метриты;
- эндометриты;
- метроэндометриты;
- параметрит;
- периметриты;
- артрит;
- гониты;
- миалгия;
- экзема.
В общем, неприятная на вкус вода из купоросного озера успешно использовалась при лечении ряда инфекционных болезней, особенно хорошо помогала при проблемах с сосудами, воспалениями суставов, всевозможными кожными и гинекологическими заболеваниями. Широчайший, в общем, спектр действия… По словам чиновника Медведева, положительную динамику наблюдали и медработники курорта, и главное, о ней сообщали сами пациенты:
…Получаемые массы писем от курортников с мест их жительства, которые через продолжительное время, после пребывания на курорте, сообщают о их излечении.
При этом, утверждал он, слава гайского курорта распространилась столь широко, что народ привозил туда свои болячки издалека:
Наплыв больных из разных мест Союза большой. Из Белоруссии, Украины, Дальнего Востока и друг.
А ведь, помимо больных, едущих издалека, имелись тут и свои: Орск рос стремительно, там (перечислял Медведев) построены или вот-вот будут построены теплоэлектроцентраль (ТЭЦ-1), никелевый комбинат (ЮУНК), нефтеперегонный завод (ОНОС), локомотивный завод (его так и не построили, но на его фундаменте во время войны развернулись ЮУМЗ и Мехзавод), мясокомбинат (тут понятно), механизированный хлебозавод (тоже без вопросов), Аккермановский никелевый рудник (это сейчас там добывают известняк для цемзавода – изначально добывали руду для ЮУНК), реконструируется ж/д узел… Все эти предприятия – это люди, люди, люди. А люди – это болезни, болезни, болезни. Так почему бы не использовать природную здравницу (почти Пятигорск) для их лечения?
Между тем, курорт Гай находился в состоянии удручающем, горевал Медведев:
Несмотря на прекрасные результаты лечения, ценность источника, большую потребность мест на лечение, всё же курорт до настоящего времени находится в примитивных условиях. В основном расположен в саманных [если кто не в курсе, саман – это смесь из соломы, навоза и песка; очень популярный строительный материал в наших безлесых краях] крестьянских избах, имеет примитивную водолечебницу, вернее, летний барак, такого же типа и грязелечебницу. Столовая приспособлена из бывшего жилого дома, который служил изолятором для тяжело больных. 2 стандартных дома, один из них летнего типа, крытый толью. Особенную нужду курорт имеет в пресной воде и освещении. Пресную воду курорт берёт из колхозного колодца за 2 ½ километра. Бывают моменты, что колодец вычерпывают и курорт остаётся без воды. Освещение керосиновое тоже создаёт много неудобств…
Что же, собственно, хотел Медведев? Того же, чего и сейчас хотят местные чиновники, обращаясь в столицу. Денег хотел, разумеется. Финансирования, как сейчас бы сказали, в рамках целевой программы «Доступное здравоохранение», хоть и не было тогда таких программ... В общем, говорил он, на развитие курорта «Гай» нам нужен 1 миллион 258 тысяч рублей. Чиновники из Орского горсовета уже обращались в Москву, к Совет Народный Комиссаров РСФСР, и там вроде бы проект одобрили, теперь дело за Наркомздравом: даст ли денег, чтобы Гай стал на один уровень с Пятигорском?
Ещё одно ретро-фото с сайта Гайского ГОКа. Ослик везёт тележку по просёлочной дороге... А что там в правом верхнем углу, присмотритесь-ка!
«Курорт Гай, добро пожаловать!»
Судя по всему, Наркомздрав денежку всё-таки прижал и развивать курорт не решился – хотя небольшой санаторий там был и даже до сих пор существует. Поэтому Гай так и не стал Пятигорском, а стал (спустя 20 с лишним лет) шахтёрским городком…
1931 год, разработка Хромо-Талькового месторождения. Фото из фондов Орского краеведческого музея
За помощь в подготовке материала автор благодарит Орский филиал Государственного архива Оренбургской области (директор Инна Ершова) и Орский краеведческий музей (директор Галина Белова).