Посёлок ОЗТП в 1986 году. Фото из фондов Орского краеведческого музея
53 года назад, в феврале 1969-го, Совет Министров СССР издал Постановление «О строительстве в Оренбургской области завода тракторных прицепов». Речь идёт, как вы все, конечно, поняли, об ОЗТП – крупном предприятии, которого давно уже, к сожалению, не существует, остались от него рожки-ножки да заваленный битым кирпичом пустырь... Но мало кто сегодня помнит: когда в Москве решили построить этот завод, ещё не было понимания, где именно он разместится: помимо Орска, место под новое предприятие предложил и совсем молодой, очень перспективный посёлок Энергетик.
1970 год, запуск первого энергоблока Ириклинской ГРЭС. Фото из архива Владимира Рукавицына
Строительство Ириклинской ГРЭС, давшее жизнь посёлку, началось в 1963 году. Это была огромная стройка, на которую съезжались комсомольцы со всего Союза. К 1969 году они уже заканчивали свою работу: помещения ГРЭС были уже возведены, начинался монтаж котлотурбинного оборудования (первый ток был получен в 1970-м). В общем, в 1969-м комсомольцы-добровольцы уже собирались разъезжаться, почему бы было не предложить им – уже опытным, квалифицированным, сработавшимся строителям – взяться за новый завод? Степь большая, строй-не хочу; рядом большой водоём, почти море; под самым боком – мощный источник энергии; дороги – и железные, и шоссейные – уже есть…
Конец 60-х годов, строящийся посёлок Энергетик. Фото из архива Владимира Рукавицына
Но орские чиновники тоже хотели заполучить новый завод – это была отличная возможность придать новый толчок развитию города. И в марте 1969-го в город Львов, где располагался проектный институт министерства автомобильной промышленности СССР, полетело письмо (озаглавлено оно было оригинально: «Соображения по размещению завода транспортных прицепов в г. Орске») за подписью главного архитектора Орска Евгения Маркова.
В этом документе, который теперь хранится в городском архиве, приводятся причины, по которым возвести завод целесообразно именно там, где его в итоге и возвели.
Во-первых, говорил Марков, город взял хороший темп по строительству, но постепенно оно затихает; чтобы загрузить специализированные организации работой, Орску нужен новый большой объект.
Евгений Марков, в 1969 году – главный архитектор Орска
Строительные тресты города – Орскпромстрой, Орскжилстрой, Мостопоезд №810, Горем-25 и др. при отсутствии программы нового промышленного строительства не только не нарастят свои производственные мощности, а, начиная с 1973 года, будут сокращать объём и лишаться кадров строителей…
При этом, уточнял он, распускать придётся не только строителей-промышленников, которые возводят заводские корпуса; неизбежно будут свёрнуты и программы возведения жилых зданий, соцобъектов – ведь, по правилам того времени, финансирование жилищного строительства зависело от объёмов строительства промышленного: благодаря заводам и фабрикам в городе появлялись новые микрорайоны, кварталы, улицы, а не наоборот.
Евгений Марков, в 1969 году – главный архитектор Орска
Будут потеряны возможности увеличения объёма жилищно-гражданского строительства, которые определяются в % от затрат на промышленное строительство.
А ещё, рассуждал главный архитектор, строительство нового завода – если разместить его на левом («азиатском») берегу Урала – позволит сбалансировать город. Ведь Орск оказался разбитым на две неравные части: справа – Чкаловский, Никель, Машиностроительный с Механическим, ЮУМЗ, ОЗЦМ, и прочие, прочие… А слева Старый город с его купеческими особнячками, поставленные как попало в 30-х годах хибарки железнодорожников да строения мясокомбината – тоже в основном малоэтажные, ветхие. Как бы кстати пришёлся новый район, с широкими проспектами, трамвайными линиями, спроектированными изначально, «по уму», с девятиэтажными зданиями!..
Евгений Марков, в 1969 году – главный архитектор Орска
Город растянулся на 30 км. Левобережная часть города (особенно железно-дорожный район) совершенно не благоустроена, носит сельский характер. Размещение завода северо-восточнее Железнодорожного посёлка, на Кумакском плато, позволит преобразить, в значительной степени благоустроить и придать современный характер левобережной части города.
Тут важно понимать: главный архитектор хотел не просто несколько девятиэтажек в степь воткнуть — он планировал, подтягивая коммуникации к новому посёлку, создать попутно инфраструктуру и для посёлков старых, в которые никто баснословных денег вкладывать явно не собирался.
Евгений Марков, в 1969 году – главный архитектор Орска
Со строительством завода будут решены вопросы оздоровления большого района города (строительство водопровода и канализации)… Размещение данного завода в указанном районе ускорит решение вопроса о строительстве ТЭЦ-3.
Вот тут у вас, наверное, возникнет вопрос: а что это за ТЭЦ-3? ТЭЦ-1 знаем – возле хлебокомбината… Она первая и она же, вроде, единственная – откуда взялась ТЭЦ-3? Да и ТЭЦ-2, по логике, должна где-то заваляться! Где же они?
Тут нужно чуть отступить в сторону. Орская теплоэлектроцентраль была возведена в 1938 году. Никакого номера у нее поначалу не было – просто ТЭЦ, да и всё. Помимо неё, в городе имелись и другие станции, помельче, послабее – ведомственные, выстроенные специально для удовлетворения нужд конкретных предприятий. Была ТЭЦ и на Чкаловском нефтеперерабатывающем – чтобы отапливать помещения, подавать ток на оборудование. Располагалась она за заводским забором, подчинялась директору предприятия… И вот как раз в те времена, в 60-х, её вдруг зачем-то вывели из состава завода, сделали самостоятельной организацией, дали собственное руководство. И назвали её ТЭЦ-2 – а крупную станцию, которая изначально номера не имела, стали именовать, соответственно, ТЭЦ-1.
Орская ТЭЦ-1. Автор фото неизвестен
И примерно тогда же руководство города решило построить третью ТЭЦ: в Советском (в те времена он ещё назывался Ворошиловским) районе. Логика понятная: индивидуальное отопление (печки на дровах, угле, мазуте) воспринималось как неприличный пережиток, тяжёлое наследие царского режима, а котельные были недостаточно эффективными (ТЭЦ-то, помимо тепла, и электричество производит, два зайца одним выстрелом!). И вот, чтобы отапливать все посёлки левобережного Орска, решили построить ТЭЦ-3. Сперва планировали на Коровьем озере, между Старым городом и посёлком Вокзальным; потом сместили площадку к Гудрону (он же посёлок Степной). Но ТЭЦ-3 так и не построили, только часть фундамента залили, а потом СССР развалился, и стало не до этого. А ТЭЦ-2 вернули в состав Чкаловского завода, теперь ОНОСа — эксперимент с приданием ей самостоятельности оказался неудачным. Вот и получилось, что ТЭЦ в Орске осталась лишь одна, необходимость в цифре «1» в её названии отпала совершенно. Но она до сих пор там остаётся – зачем, непонятно. По привычке, скорее всего.
1973 год, демонстрация у строящегося здания администрации Орска. Фото из фондов Государственного архива Оренбургской области
Так вот, вернёмся к заводу тракторных прицепов. Конечно, возведение его в Орске было козырем в борьбе местных властей за новую, третью по счёту, ТЭЦ – и архитектор Марков упомянул об этом в своих «соображениях».
Затем он перешёл к тем выгодам, которые от строительства завода получит не Орск, а министерство автомобильной промышленности СССР (которому этот завод будет подчиняться).
Евгений Марков, в 1969 году – главный архитектор Орска
Город удобно связан железно-дорожными путями с крупными городами страны и сетью развитых автодорог с городами: Оренбург, Актюбинск, Медногорск, Новотроицк и другими пунктами.
Да, в этом плане Энергетик явно проигрывал Орску: «железка» там тоже имелась, по ней на станцию мазут привозили и до сих пор возят, но в железнодорожным узлом Орска она ни в какое сравнение не шла. С автодорогами всё тем более понятно: добраться туда можно было так или иначе только через Орск.
Евгений Марков, в 1969 году – главный архитектор Орска
В районе предполагаемого размещения завода проживают свыше 75 тыс. человек, определённое количество которых может быть занято работой на этом заводе. Кроме того, вблизи города Орска располагаются г. Новотроицк (в 8-ми километрах) с населением около 100 тыс. человек и прилегающие к городу рабочие посёлки (Н-Орск, Домбаровка и др.
Новотроицк, конечно, вовсе не в восьми километрах от места строительства ОЗТП расположен, а в 30 с лишним, но, несмотря на явную натяжку, логика в этом доводе есть: набрать нужное количество персонала в Орске было бы гораздо проще, в Энергетике пришлось бы очередной комсомольский сбор по всему Союзу объявлять…
Евгений Марков, в 1969 году – главный архитектор Орска
Город [Орск] имеет необходимый минимум учреждений социально-культурного и бытового назначения, которые позволят в начальный период удовлетворить нужды строящегося предприятия.
Здесь тоже всё логично: Энергетик едва-едва начал строиться в голой степи, там в 1969 году имелась лишь одна школа, не было ДК (это позже появятся и вторая школа, и кинотеатр, и дворец культуры с зимним садом, где будут расти пальмы и щебетать тропические птицы – ничего подобного в Орске никогда не было и нет до сих пор), никаких музыкальных школ и прочего. А в Орске «социалка» имелась: да, строителям завода и их детям придётся поначалу поездить в другие районы, но куда деваться…
Евгений Марков, в 1969 году – главный архитектор Орска
Город Орск имеет удобную пригородную зону отдыха по рекам Урал, Кумак, Орь, Губерля.
Тут главный архитектор, конечно, слукавил немного. Уж в этом-то плане Энергетик, стоящий на берегу рукотворного моря, выглядел куда как лучше – но и этот сомнительный аргумент был использован в борьбе за новый завод.
1974 год, работники ОЗТП. В первом ряду сидит первый директор завода Пётр Атаманицын. Фото из архива Галины Дозморовой
Наконец, Евгений Марков перешёл от плюсов Орска к минусам Энергетика:
Евгений Марков, в 1969 году – главный архитектор Орска
Строительство завода в районе Ириклинского водохранилища, учитывая установленные сроки строительства, по нашему мнению, встретит значительные трудности, а именно:
а) не реально своевременное наращивание мощностей строительных организаций;
б) не реально укомплектование завода рабочей силой;
в) на начальный период строительства завода нет минимальных условий по жилью и соцкультбыту.
Итак, «Соображения» отправились во Львов, и, вероятно, в Москву, в министерство. В итоге высокое начальство постановило: новый завод возводить в Орске, на Кумакском плато. А 21 октября того же 1969 года министр автомобильной промышленности Александр Тарасов подписал приказ: будущему предприятию присвоить наименование «Орский завод тракторных прицепов Главного управления по производству специализированного автомобильного транспорта (Главспецавтотранс)».
1982 год, строительство школы №17 в посёлке ОЗТП. Фото из фондов Орского краеведческого музея
В 1976 году завод выпустил первый прицеп для трактора К-700, а в 80-х посёлок, примыкающий к предприятию и населённый его работниками, стал самым современным, самым красивым районом Орска...
1983 год, строительство больницы в посёлке ОЗТП. Фото из фондов Орского краеведческого музея
Дальнейшую историю ОЗТП все вы отлично знаете: кризис 90-х, череда коррупционных скандалов 2000-х, остановка производства в 2010-е, и, наконец, превращение в груду кирпичей. Но власти уверяют, что на этом печальном пустыре ещё вырастет комплекс из нескольких предприятий – на территории бывшего ОЗТП создана особая экономическая зона, которая, по задумке, должна привлекать толпы инвесторов… Да уж, хочется, очень хочется верить, что именно так и будет.
1971 год, киоск «Союзпечати» в Орске. Фото из фондов Орского краеведческого музея
За помощь в подготовке материала автор благодарит Орский филиал Государственного архива Оренбургской области (директор Инна Ершова) и Орский краеведческий музей (директор Галина Белова).