Фракция «Справедливая Россия» в Законодательном собрании Оренбургской области вышла на региональное правительство с инициативой сделать систему финансирования школ Оренбургской области более прозрачной и понятной. А Вячеслав Ращупкин, депутат регионального парламента от этой партии, обратился в прокуратуру: он считает, что российское законодательство, которое регулирует деятельность в этой сфере, грубо нарушается. Об этом он рассказал нашему корреспонденту.
По словам Вячеслава Александровича, в Оренбургской области, в отличие от многих других субъектов Федерации, школы получают деньги не по чёткому и понятному регламенту, а по хотению чиновников, которые решают, сколько средств выделить тому или иному учреждению.
Вячеслав Ращупкин, депутат Заксоба, директор школы №24
Этот вопрос давно меня беспокоил, волновал. Будучи ещё депутатом Орского городского Совета, я неоднократно подходил к депутатам, которые представляли наши интересы тогда в области, но отклика не находил. Вопрос простой: финансирование муниципальных образовательных учреждений.
Дело в том, что сейчас в российских школах действует принцип подушевого финансирования. Правительство каждого региона производит подсчёт: в какую сумму обходится обучение одного ребёнка согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (речь идёт только об оплате труда педагогов, а не о коммуналке и прочем). Эта сумма умножается на количество учеников в конкретной школе – и то, что получается в итоге, должно получать образовательное учреждение.
Вячеслав Ращупкин, депутат Заксоба, директор школы №24
Подушевое финансирование — это идея президента нашего. Суть её заключается в том, что деньги следуют за учеником. Школа получает финансирования больше, если в ней занимается больше учеников. К сожалению, этот принцип не соблюдается.
У нас, говорит Ращупкин, система работает шиворот-навыворот. Область считает, сколько учеников в том или ином муниципалитете, и выдаёт ему деньги на всех детей скопом. А как они будут «раскидываться» по школам, остаётся на совести городских чиновников.
Вячеслав Ращупкин, депутат Заксоба, директор школы №24
У нас в городе Орске есть положение, оно было принято ещё в 2015 году. Положение, определяющее условия финансирования муниципального задания. Там прописаны принципы, которые, по моему мнению, вообще противоречат действующему законодательству. Там главный принцип — все коэффициенты определяет учредитель, то есть город. А вот как он их определяет? В законе «Об образовании» совершенно чётко прописано, что стоимость обучения ученика определяет область. То есть правительство Оренбургской области. Всё. Регион. А муниципалитет ответственен за содержание зданий и прилегающих территорий.
Вообще, говорит депутат, выделять деньги муниципалитету по числу учеников в корне неправильно. Потому что помимо крупных школ есть и так называемые «малокомплектные» – сельские, где имеется по 5-10 учеников в классе. Естественно, они на подушевом финансировании жить просто не смогут: ведь, когда учитель ведёт урок для пяти детей, его услуги обходятся куда дороже, чем когда детей, скажем, 25.
Вячеслав Ращупкин, депутат Заксоба, директор школы №24
В федеральном законе прописано, что малокомплектные школы и школы, располагающиеся в сельской местности, финансируются независимо от количества учащихся. Я думаю, что здесь задача вообще решается очень просто: то количество учеников, которое сегодня есть [в школе], умножаем на областной норматив [сколько средств выделяется на «душу»] — и смотрим, хватает ли этих денег на заработную плату педагогического персонала. Если хватает — значит, эта школа уже не малокомплектная. А вот если не хватает — тогда да, ей нужно добавлять. Но нужно добавлять, не забирая у другого образовательного обучения, а именно добавляя из областного бюджета. Вот это главный принцип этого закона!
У нас же, говорит Ращупкин, дополнительное финансирование малокомплектным школам берётся за счёт экономии на школах обычных. Причём директор даже не знает, сколько от определённого областью финансирования «на душу учащегося» у него отнимут в этом году, сколько – в следующем. И узнать это, рассчитать самостоятельно по каким-то методикам, он не может. Сколько дадут – столько дадут.
Вячеслав Ращупкин, депутат Заксоба, директор школы №24
Знаете, там такая «стенка»... Объяснения, почему так устроено, сводятся к одному: «Это не твоё дело», — грубо говоря. Даже депутату вразумительных, понятных объяснений не давалось. Если закон есть, его должны исполнять, а не делать вид: «Мы его исполняем». Как бы исполняем. Вроде, как бы у нас подушевое финансирование, как бы исполняем инициативу президента, а по факту...
При этом в других регионах, утверждает депутат, ситуация совершенно иная – там создана простая и прозрачная система распределения бюджетных средств.
Вячеслав Ращупкин, депутат Заксоба, директор школы №24
Тот же Татарстан, та же Белгородская область — там не меньше школ малокомплектных. Но почему-то там постановлениями правительства прописано, какие школы являются малокомплектными, они там разделены по своей градации, получают финансирование из области.
Впрочем, принцип подушевого финансирования – не единственный, который игнорируется нашими чиновниками, говорит Ращупкин. Принцип автономности образовательных учреждений, который должен был сделать школы более самостоятельными, тоже работает лишь на бумаге – фактически директора связаны по рукам и ногам, каждый их шаг жёстко контролируется чиновниками.
Вячеслав Ращупкин, депутат Заксоба, директор школы №24
И закон об автономных учреждениях так, как положено, в городе Орске не работает. Вот он просто не работает! Та инициатива, у истоков которой, кстати, и я стоял, сейчас сведена к нулю. И закон «Об образовании», и закон «Об автономных учреждениях» — когда это всё принималось, идея была создать нового руководителя: современного, понимающего, знающего... Менеджера, да. В новых экономических условиях. Вот она в городе Орске, я считаю, провалилась полностью. Полностью, потому что директора лишены всякого рода самостоятельности в этом смысле.
В целом, уверен Ращупкин, финансирование «социалки» в Оренбуржье год от года снижается, хотя и принято считать, что оно увеличивается. Если сравнить траты на образования с текущими ценами на товары и услуги, картинка перестанет быть такой привлекательной, говорит он.
Вячеслав Ращупкин, депутат Заксоба, директор школы №24
Компенсация родительской платы за питание. Мы задавали вопрос: почему уже семь лет она не поднимается? Ну, представьте: сейчас компенсация 12 рублей 60 копеек. Но она и 7 лет назад была 12,60! Но тогда обед стоил 25 рублей. Родителю нужно было заплатить, получается, те же 12 рублей — и вот, у тебя уже ребёнок кушает. Сегодня обед стоит 70 рублей, а компенсация областная осталась на том же уровне. И родителю надо уже добавлять почти 60 рублей. Вот этот тезис, что мы — социальное государство... Опять, получается, только на бумаге. Вот на бумаге же эта льгота есть, как ни крути? Мы оказываем же эту помощь родителям? Да, но вопрос: какую? Какой её размер?
И это, считает он, порочная практика. Экономить на детях нельзя ни в коем случае.
Вячеслав Ращупкин, депутат Заксоба, директор школы №24
Для чего мы экономим вообще? Вот мы понимаем, для чего мы экономим сегодня? На здоровье, на образовании — да на всём. А для чего? И куда мы эти деньги вкладываем потом?
Эти и другие вопросы изложены в письме на имя прокурора области. Как только на это письмо будет получен какой-то ответ, мы расскажем вам о результатах.