Наша съемочная группа побывала в гостях у постояльцев дома сопровождаемого проживания. Напомним, что в посёлке ОЗТП в коттедже живут семеро особенных молодых людей. Они учатся жить, готовить, коммуницировать, обслуживать себя. В первый раз съемочная группа ORSKRU побывала здесь в гостях осенью 2021 года. И с тех пор в доме произошли поразительные перемены.
Они умеют готовить блины и печенье, супы, консервы на зиму, в доме всегда порядок. За полгода бывшие воспитанники Гайского дома-интерната выросли из мальчиков в мужчин. Пятеро прошли экспертизу и через суд доказали свою дееспособность. Опекунство и попечительство теперь нужно только двоим. К этому ребята шли долго и упорно, через ежедневные тренировки и занятия в модульной группе, через практику и личный опыт. А один птенец даже вылетел из гнезда и теперь живет отдельно. Но в остальном — та же семейная атмосфера, те же строгие обязанности по дому, строгая дисцициплина и график, бесконечные беседы и смех.
Ещё одна важная новость — проект «Живу самостоятельно» получил федеральный грант. Конечно, с неба он не свалился. К нему директор территориального центра социальной адаптации «Маяк» Ольга Тимошенко готовилась долго и кропотливо. Сумма относительно невелика — в пределах полумиллиона рублей. Каждая копейка из гранта подлежит строгой отчетности. Но он дает возможность ребятам попробовать жить так, как все, приобретать новые навыки, быть занятым, а значит — счастливым. Например, Юра работает в курятнике при Иверском женском монастыре.
Каждый день птичники должен быть вычищен, куры накормлены, яйца собраны. Он справляется.
— Как ты их назвал?— Это курочки, у нас тут и Подушка есть— Подушка?— Да, так зовут ее, потому что она пушистая
Андрей царит в мастерской.
Он создает одеяла в лоскутном технике, каждый раз долго и кропотливо подбирая фактуру и цвета.
— И ты дизайнер этого одеяла?— Да— Обычная ткань, джинс, все так сочетается. Я смотрю, тут намечено все. Ты в процессе. Скоро закончишь. Синтепон еще проложите?— Да, чтобы теплое было.
Гриша плетет создает необычные вещи из бумаги. Да, да, это утварь — бумажная.
На создание одной корзины уходит несколько недель.
— И потом надо вот так?— Через одну закручиваем по кругу— Аккуратненько— Да это же ювелирная работа
Максим ежедневно грузит и развозит по городу хлеб и молоко из пекарни и сыроварни. Он так серьезно относится к своим обязанностям, что не может остановиться даже на секунду.
— Максим, ты сейчас дальше поедешь или здесь останешься?— Поеду загружат в пекарню
Все парни по очереди помогают в пекарне. Например, режут сухари, чистят овощи, фасуют буханки.
И каждый раз коллектив пекарни отмечает, как аккуратно они работают, не оставляя после себя ни одного пятнышка, ни одной крошки.
— А какая у тебя мечта, чего ты хочешь от жизни— Получить полную дееспособность и жить самостоятельно— И готовить себе?— И готовить себе— А что значит жить самостоятельно— Отвечат за свои поступки, умет обращаться с деньгами, чтоб не обманули— Общаться с друзьями?— Да— У тебя есть друзья?— Есть— Которые с тобой живут?— Со мной и в детском доме
Занятость с утра и до вечера — это очень важная часть жизни для особых ребят. Она дисциплинирует и сокращает дистанцию между ними и окружающим миром. А ребята мечтают о настоящей работе по душе, чтобы получать деньги и быть нужными. Один из воспитанников Гайского дома-интерната, который первым из компании отделился из коллектива, объяснил, почему.
Ольга Тимошенко директор территориального центра социальной адаптации «Маяк»«Мне надо на любимую работу». А почему она у тебя любимая? «А меня там все знают, все принимают». Это же важно. Знаете, как сложно, когда тебе в спину говорят «Он с дурки, с дурки». Ну так молодежь между собой. Мне это крайне неприятно. Я им говорю, ребят, мы все разные. И воспринимают нас будут по-разному. Не потому, что мы странные, кто-то из интерната, кто-то нет. Мы просто разные. И даже обычных людей воспринимают кто-то хорошо, кто-то плохо.
Не менее важно иметь отдушину и уметь планировать деньги на удовольствие.
— Рассказывай, как ты ходил за аквариумом.— Пришел в магазин и сразу его увидел. Советовался, что в него взять. Картинку посоветовали.— Самое главное в аквариуме это что? Рыбки! Рыбок сам покупал?— Дааа! Вчера. Скалярчик новый, меченосец, тернеция. Они горят под синим цветом.— Жалко было денег на рыбок?— Я старался беречь.— Это сэкономленные.— Да.
Но в процессе взросления и обучения вскрываются новые и новые слабые места. Ольга Тимошенко поняла, что нужно работать не только над финансовой грамотностью, правилами безопасности и бытовыми навыками.Так родилась идея для развития нового проекта.
Ольга Тимошенко директор территориального центра социальной адаптации «Маяк»Выяснилось недавно, что нам сложно коммуницировать с другими людьми. Сложно. У нас есть свой маленький мирок, а кого-то пустить в него ой как сложно. Поэтому решили создать следующий проект. А почему бы с нами не пожить другим ребятам, которые никогда не жили в интернате, а давайте посмотрим.
Это будет проект «Взрослые дети» : Ольга хочет принять в дом троих особых людей из возрастной категории 25+, которые всю жизнь прожили вместе с родителями. Ведь таким людям тоже нужно учиться самостоятельной жизни. Ребятам — общению и принятию. А родителям — отпустить своих необычных детей.
Ольга Тимошенко директор территориального центра социальной адаптации «Маяк»Ни за какие блага я бы не хотела, чтобы мой старшйи сын ухаживал за младшим сыном. Поэтому будуи в твером уме и трезвой памяти хочу, чтобы мой сын занял нишу и не был обузой для старшего сына. Хорошо, когда родители это понимают.
В рамках этого проекта в дом будет открыта гончарная мастерская. Она уже готова: бывший гараж превратился в уютное рабочее пространство. Ребята сами сделали ремонт, выбрали собрали мебель. Есть и муфельная печь, и гончарный круг. Это подарки от монастыря.
Но педагоги не хотят превращать мастерскую в кружок. Хотелось бы выйти на более серьезный уровень. Ребята на это способны.
Ольга Нестеренко, воспитатель жильцов дома сопровождаемого проживанияКогда нам подарили муфельную печь и гончарный круг, мы очень обрадовались и подумали «Ну все, теперь начнется». Но когда мы сделали ремонт и готовы были вьехать, мы поняли, что нам не хватает не только глины, как вы говорите. Нужны специальные краски, глазурь, стеки, нужен сушильный шкаф.
Есть идея изготавливать в мастерской плитку. Для этого ещё нужны пару десятков форм. Примерная стоимость закупки расходников — 120 000 рублей. Ольга Тимошенко планирует подать заявку на ещё один грант специально для развития нового проекта. Предварительно он расчитан на три месяца. Но с учетом адаптации, погружения в атмосферу, закрепления навыков он, возможно, растянется на год. И даже после окончания проекта двери дома всегда будут открыты для своих выпускников.