На фото: военные учения на Тоцком полигоне, 2016
Всю эту неделю наше внимание было приковано к одному-единственному инфоблоку. Мы живем в период, который потом в учебниках истории России будет называться «специальная военная операция». А в учебниках истории других стран — несколько иначе. Вот об этом и поговорим. Максимально безоценочно и без какого-либо субъективизма. Никого не оправдывая и не принимая ничью сторону.
Итак, 24 февраля 2022 года. Президент России делает решающее заявление.
Владимир Путин, президент РФ«Мною принято решение о проведении специальной военной операции»
И буквально через полчаса вооружённые силы Российской Федерации нанесли первые удары. Эти удары были высокоточными и поражали объекты военной инфраструктуры. Но что стало триггером, в какой момент украинский конфликт с дипломатических рельсов перенесся в область силовых методов? Здесь нужен небольшой экскурс в историю. Обещаем, это будет не развернутая лекция, которую ранее прочитал российский лидер всей русскоязычной территории.
Вообще, точкой отсчета российско-украинского конфликта принято считать 2014 год. Но его корни уходят в 20-е годы XX века. Яростные территориальные споры о принадлежности тех или иных округов к УССР или РСФСР велись между советскими республиками вплоть до 1928 года. Никто не хотел уступать важные регионы. В конце 1922 года Украинская ССР вместе с Закавсказской, Белорусской республиками и РСФСР влилась в новое политическое образование – СССР. Донбасс и Новороссия по союзному договору отходили Украине.
Важной вехой в истории мятежного Донбасса стал, пожалуй, 1991 год, когда распался СССР. И в 2014 году спорные территории на Украине сдетонировали на фоне роста национального самосознания и дерусификации. В апреле Донецкая и Луганские области провозгласили себя независимыми республиками. Так и появились ЛНР и ДНР. Так начался восьмилетний конфликт. В феврале 2022 года президент РФ Владимир Путин признал незвисимость самопровозглашенных республик.
Вот сейчас время оценить современную реальность. При чем тут НАТО? Почему именно Украина? Когда и в какой момент мы свернули не туда?
Америка. Не будем сейчас подробно разбирать историю российско-американских отношений. Сенаторы из Демократической Республиканской партий разработали законопроект о поставках США Украине вооружений по ленд-лизу. Напомним, что Россия только в 2006 году рассчиталась с США за ленд-лиз в годы Великой Отечественной войны. Речь идёт о сумме в 10,8 млрд. долларов. Война— это бизнес, а не акт благотоворительности.
На фото: Ukraine Democracy Defense Lend-Lease Act of 2022,congress.gov
НАТО. В 1990 году была принята Декларация о государственном суверенитете Украины, в разделе о внешней и внутренней безопасности было отмечено: «Украинская ССР торжественно провозглашает о своем намерении стать в будущем постоянно нейтральным государством, не участвующим в военных блоках».
На фото: Декларация о государственном суверенитете Украины, 1990, с.4
Но в 2008 году Украина подает заявку в НАТО. А в январе 2022 года президент Украины Владимир Зеленский открыто изъявил желание вступить в НАТО и разрабатывать ядерное оружие. Казалось бы, в чем проблема? Пусть вступает. Это ее выбор как свободной страны.
Тут надо вспомнить, что в 2016 году на саммите НАТО, который проходил в Варшаве, Россия была признана главной угрозой для северо-атлантического альянса.
А ведь в 2021 году Россия составила соглашение о гарантиях безопасности, но оно не было принято! И поэтому становится ясно, почему желание Зеленского попасть в военно-политический блок так накалило обстановку. Территориально Украина как раз расположена максимально близко к границам РФ, так что в случае расположения на украинской террритории боеголовок Россия попадает под прямой удар.
Так кусочки сложились в пазл и вылились в то, что в учебниках российской истории будет называться «специальная военная операция». Сейчас не будем описывать текущие события, перечислять санкции, анализировать возможные последствия, объяснить тактитку и стратегию информационной войны. Мы не будем рассуждать о том, можно ли было решить вопрос путем дипломатических переговоров. У истории нет сослагательного наклонения. Сейчас можем лишь следить за новостной лентой.
Если вы предпочитаете смотреть видео, не читать текстовые версии, вашему вниманию — следующий материал.