Улица Уральская (теперь — Краматорская), 40-е годы. Фото из фондов ОКМ
77 лет назад, в марте 1945 года, депутаты Орского городского Совета встретились на внеочередном заседании. Это была особенная весна: чудовищная 4-летняя война подходила к концу, советские воины добивали немецкую армию у неё дома. Юрий Левитан в ежедневных сводках с фронта произносил незнакомые советским гражданам названия: отбиты у фашистов Флетенштайн, Вердинген, Хайлигенбайль… В воздухе пахло победой, и было понятно, что нужно уже как-то устраивать новую, мирную жизнь. И вот депутаты стали решать: как им привести в порядок город, который долгих 4 года жил в соответствии с известным лозунгом: «всё для фронта, всё для победы»?
Вообще, такая задача стояла не только перед орскими депутатами — Совнарком предложил развернуть между городами соцсоревнование: кто быстрее восстановит хозяйство, «разрушенное немецко-фашистскими варварами»?
1949 год, улица Строителей. Фото из фондов Орского краеведческого музея
До Орска варвары, к счастью, не добрались, ни одного артиллерийского снаряда на наши улицы не упало; но работа на нужды фронта отнимала у горожан все силы и средства, было просто не до благоустройства. Да какое уж тут благоустройство: жилья катастрофически не хватало! Народ ехал сюда в эвакуацию целыми предприятиями, и людей приходилось расселять по заводским конторам, чуланам, подвалам… А то просто выкапывали на пустыре землянку — и зимовали в ней всей семьёй. Так вот: с этой практикой, считал горсовет, надо прекращать.
Мы должны со всей серьёзностью предупредить руководителей предприятий о том, что городской Совет не допустит в дальнейшем расселение рабочих в общественных зданиях, землянках, времянках и недостроенных домах.
Разумеется, нормальные жилые дома во время войны, хоть и в явно недостаточном количестве, всё же строились (после 1943 года самое деятельное участие в этом принимали заключённые лагеря №260 — пленные немцы, чехи, венгры, даже японцы).
Фото из «Орского рабочего», предоставлено Е. Васильченко
Но домов этих не хватало, да и возводились они наспех, не доводились до ума — стены есть, крыша не течёт, и на том спасибо.
Мы затратили огромные средства на постройку домов, а об отделке и приведении в порядок не позаботились… Нередко фасады домов портят вид города, улицы; здания не оштукатурены, не побелены, из стен выпирают железные балки, на которых должны быть устроены балконы. По мере окончания строительства следы строительных работ не удалены: рвы, траншеи, ямы не засыпаны, строительный мусор не вывезен, наружной планировки грунта не сделано, тротуары не построены и не произведено озеленение.
Если попытки привести дома в пристойный вид и принимались, то очень вялые и неубедительные:
Накануне 1-го мая [предыдущего, 1944, года] торопливо и небрежно, без всякого вкуса, кое-как побелили здания в центре города, на этом работа по приведению в порядок фасадов закончилась.
А ещё горсовет объявил решительную войну самострою. В Орске ведь целые районы, и даже не на окраинах, застраивались, как бог на душу положит: ни строгих линий улиц, ни клеток кварталов… Например, всё пространство от нынешнего проспекта Мира до нынешней улицы Вяземской было застроено так хаотично, что непривычный человек не мог найти выхода из этой мешанины.
1968 год, один из последних бараков в районе площади Васнецова. Фото из фондов Орского краеведческого музея
Новое жилищное строительство должно осуществляться строго по генеральному плану застройки города.
Говоря о благоустройстве, депутаты образца 1945 года перечисляли те же проблемы, что волнуют депутатов нынешних. А что является главной бедой Орска? Дороги, конечно! Сейчас мы жалуемся, что асфальтовое покрытие трескается, проваливается… Тогда асфальтовых дорог было совсем мало. Чтобы лошади и автомобили не вязли в грязи, самые оживлённые трассы мостили камнем. Кстати, остатки мостовой в Орске ещё можно отыскать: например, на пересечении проспекта Мира с проездом Металлургов сквозь трещины в асфальте хорошо видны серые булыжники, которыми дорогу мостили то ли в 30-х — 40-х годах.
Фото из «Орского рабочего» 1949 года, предоставлено Е. Васильченко
Но вообще, мостовых не хватало катастрофически: орчане вынуждены были месить грязь на земляных дорогах.
Взять хотя бы административные магистрали, протяжённость которых составляет 20,4 километра, а замощённых дорог имеет только 11 километров. Основные магистральные дороги (Старый город — Первый Локомотив, переезд у ВЭС — Новый город, переезд у ВЭС — ТЭЦ) остались строительством не законченными.
Кстати, хотите знать, о каких «основных магистральных дорогах» идёт речь? Ну, со Старым городом всё понятно. А что такое «Первый Локомотив», знаете? Первым посёлком Локомтивстроя назывался нынешний посёлок Строителей — там в 30-х селились люди, которые возводили Локомотивный завод. Его так и не достроили, законсервировали, а во время войны на базе Локомотива оперативно развернули 2 эвакуированных завода: ЮУМЗ и Механический. В общем, речь идёт вот об этой дороге, вот она на современной спутниковой карте (правда, тогда она пролегала чуть иначе, но направление это):
Фото сервиса Яндекс-карты
«Переезд у ВЭС — Новый город». ВЭС — это временная электростанция, обеспечивавшая предприятия током до запуска ТЭЦ. Располагалась ВЭС в здании, которое известно вам, как торговый центр «Яшма» (а тем, кто постарше, — как кондитерская фабрика). Переезд — это железная дорога между ВЭС и ЮУМЗом, в военные годы, когда трамвая в городе ещё не было, по ним бегал паровозик, таскавший пассажирские вагоны. Ну, а Новый город в представлении не нуждается. Итак, это был нынешний проспект Мира:
Фото сервиса Яндекс-карты
Фото сервиса Яндекс-карты
А ещё весной 1945-го городские власти (как и весной 2022) озаботились «дизайн-кодом», хотя, разумеется, не были знакомы тогда с этим термином. С термином знакомы не были, но понимали прекрасно, что вывески, адресные таблички, лавочки и даже урны создают «лицо города».
Не следует забывать о небольших работах, которые многие называют ошибочно мелочами… Выполнение этих мероприятий будет свидетельствовать об опрятности города, заботе о нуждах трудящихся. Намечено полное обновление по городу нумерации домов, установка в общественных местах не менее 40 витрин, не менее 260 скамеек и 150 урн.
Ну, и ещё одна проблема, над решение которой Орск бьётся до сих пор: это, конечно, озеленение. Все понимали, что зелень — это хорошо...
Обилие зелени в городе — свидетельство его высокой культуры… По расчётам, на одного жителя нашего города должно быть зелёных насаждений общего пользования не менее 20 метров, а мы имеем только 6,6 метра.
...Все понимали, что сажать деревья надо. Больше того: их даже сажали. Но, воткнув саженец в землю, ставили галочку в отчёте и забывали о нём навсегда. А он в нашем жарком засушливом климате, разумеется, засыхал без полива. Ну, или вымерзал суровой уральской зимой… Не возникает у вас ощущения «дежавю»?
Только за годы войны в городе высажено около 157 тысяч деревьев и кустарников. К сожалению, мы плохо занимались выращиванием и сохранением зелёных насаждений. Зелёные массивы и отдельные деревья не огораживались, полив был нерегулярный или совсем не поливали. В результате как минимум 50% зелёных насаждений погибло.
И весной 45-го городские депутаты решили взяться за решение этого вопроса всерьёз. Посмотрите, какие планы были поставлены перед орчанами (не только чиновниками и директорами предприятий — в протоколе особо отметили, что «благоустройство — дело всего населения»):
В 1945 году по городу намечено высадить 37,6 тыс. деревьев, 35 тыс. кустарников и 50 тыс. саженцев-однолеток и двухлеток в лесозащитной полосе вдоль Урала. Кроме того, надо посеять 6600 кв. метров декоративных газонов и и высадить 228 тыс. штук цветов.
1980 год, улица Краматорская, фото из фондов Орского краеведческого музея. На чёрно-белом снимке бросается в глаза количество зелени
За помощь в подготовке материала автор благодарит Орский филиал Государственного архива Оренбургской области (директор Инна Ершова) и Орский краеведческий музей (директор Галина Белова).