Отделение хирургии орской горбольницы №1 может быть закрыто. Точнее, закрыто оно уже достаточно давно — с тех пор, как на базе этой больницы был создан ковид-центр. Однако в апреле, из-за спада очередной волны коронавируса, центр будет ликвидирован, и врачи вернутся к обычному ритму работы... Но не все. На хирургов это не распространяется. Отделение, которое производило по 800 плановых операций в год, восстанавливать не собираются. Об этом нам сообщил заведующий отделением, хирург с 40-летним стажем Игорь Иванов.
Игорь Иванов, заведующий хирургическим отделением ГБ №1
С 1 апреля ковид-центр закрывается, но хирургическое отделение — не знаю, на каких основаниях — открывать не собираются, мотивируя это тем, что нет средств. Хотя фонд ОМС [обязательного медицинского страхования] не отменял своей практики, он как работал, так и работает.
Он подчёркивает: операции финансировались из фонда обязательного медицинского страхования. Пациенты не платили за них ни копейки, и это, конечно, было очень важно для нашего, мягко говоря, небогатого населения.
Но 2 года назад ситуация резко изменилась: больницу перепрофилировали под ковид-центр, хирургов разбросали по поликлиникам, которые стали отправлять больных на операции в Оренбург. А он, как быстро выяснилось, оказался неготовым к такому наплыву пациентов.
Игорь Иванов, заведующий хирургическим отделением ГБ №1
Больных этих [нуждающихся в плановой операции] скопилось очень много. Областная клиническая больница №2 не в состоянии обеспечить лечением всех больных нашей области. Вот посмотрите, как сейчас, на данный момент, ситуация с хирургией обстоит у нас, в нашем «дальневосточном Оренбуржье»: Ясный — хирургии нет; Светлый — хирургии нет; Домбаровка — хирургии нет; Энергетик — хирургического отделения нет. И так повсюду, повсеместно: Медногорск — тоже нет хирургии! И они все, все, все шли к нам!
Конечно, есть ещё горбольница №2, там имеется хирургическое отделение, но его врачи оказывают в основном экстренную помощь, когда промедление — в самом буквальном смысле — смерти подобно. А ведь оперировать всегда лучше в так называемой «холодной» фазе болезни, когда она ещё не запущена. И таких «плановых» пациентов теперь стали отправлять в областную клиническую больницу. А она, как уже говорилось, не смогла справиться с резко возросшей нагрузкой. Больным в итоге пришлось обращаться в платные клиники. Услуги которых обходятся очень недёшево — самая элементарная операция из числа тех, что делали хирурги первой горбольницы, стоит тысяч 25.
Здание, в котором располагалось хирургическое отделение
И вот, казалось бы, сложные времена позади, хирурги могут вернуться к привычному ритму работы… Но нет: не могут. Главврач первой больницы сообщил заведующему, что отделение, когда-то созданное легендарным орским хирургом, Почётным гражданином города Владимиром Николаюком, восстанавливаться не будет.
И это — трагедия не только для пациентов. Хирурги, уникальные, штучные специалисты, остаются без практики, теряют навыки.
Игорь Иванов, заведующий хирургическим отделением ГБ №1
Персонал сейчас пытаются разбросать по поликлиникам. Меня, естественно, тоже. Хотя я 40 лет работал и учился на врача-хирурга. Чтобы оказывать высококвалифицированную помощь. Я очень много отдал хирургии — всю свою жизнь! А теперь? Как щенка! Иди в поликлинику — и работай там!
И речь, говорит Игорь Николаевич, идёт не только о врачах. Хирургические медсёстры, специалисты высочайшей квалификации, сидят на приёме, заполняют медкарты, делают элементарные перевязки.
Игорь Иванов, заведующий хирургическим отделением ГБ №1
Она [хирургическая медсестра] должна отучиться полгода минимум, чтобы получить сертификат. И, для того, чтобы «поставить руки» медсестре, нужно 2, 3, а то и более лет! И мы разбрасываемся высококвалифицированными кадрами вот так, направо-налево?!
Аргумент «нас может накрыть новой водной ковида, поэтому прибережём коечный фонд для неё» хирург считает надуманным. Консервация и расконсервация отделения, хоть хирургического, хоть терапевтического, занимает по 2 дня, говорит он, тут принципиальной разницы нет.
Игорь Иванов, заведующий хирургическим отделением ГБ №1
Ссылка на то, что может возникнуть пятая волна ковида, и нужно будет опять перепрофилировать нашу больницу в ковид-центр... А в чём проблема? Я не вижу проблемы. У нас две перевязочные, там минимальный набор инструментов. Мы их вынесли, законсервировали — так же, как терапия. Пожалуйста!
То есть, по его мнению, речь идёт именно о переводе медицины на коммерческие рельсы. Мол, хочешь получить помощь — плати из своего кармана, не вытягивай денег из фонда ОМС… Экономия, да. Но — экономия на здоровье населения.
В общем, ситуация складывается очень неоднозначная. Мы попытались связаться с руководством первой горбольницы, но дозвониться до главврача Елены Байкиной не удалось — она была очень занята. Дмитрий Банчужный, заместитель по медицинской части заявил, что не может комментировать таких решений, так как принимаются они не на его уровне.
Что ж, мы обратились на уровень самый высокий — попросили комментарий у регионального Минздрава. Там нам ответили буквально следующее:
— Этот вопрос даже не обсуждался. Личное мнение Иванова ничем не обосновано.
Кратко, эмоционально, но не очень понятно. Что не обсуждалось: открывать хирургическое отделение 1 апреля или нет? И что же в итоге: будет ли оно открыто? Надеемся, вместе с хирургами и их пациентами, что завотделением действительно что-то не так понял, и больные начнут получать помощь, которой были лишены в течение двух последних лет, и для этого не придётся обращаться к коммерческой медицине.
Ясность в этом вопросе будет наведена буквально через неделю. И мы вам обязательно расскажем, чем же закончится эта история.