Фото: ORSK.RU/Алина Валиулина
Полгода назад Владимир Дунилин вернулся в родной Орск после 50 лет жизни в Луганске — когда-то центре одной из украинских областей, а теперь — столицы Луганской народной республики. На его глазах разворачивались исторические события: и обретение Украинской ССР независимости, и пресловутый киевский Майдан, и многочисленные бомбёжки города… О том, что же на самом деле происходило там, и что продолжает происходить, он рассказал нашему корреспонденту.
Фото Владимира Дунилина
Родился Владимир Ильич в 1937 году в Орске, вырос в посёлке Победа. После Великой Отечественной войны, ещё подростком, пришёл в секцию бокса, добился немалых успехов, прославил наш город спортивными победами. А в 1969 году переехал в город Луганск Украинской ССР — его пригласили туда на тренерскую работу. За 50 с лишним лет он воспитал несколько поколений боксёров — советских, а потом и украинских.
Говорит, пока существовал Союз, он не чувствовал себя оторванным от корней: что Российская республика, что Украинская — разницы особой не было. Но всё изменилось после распада — или, как он предпочитает говорить, развала — огромной страны.
Владимир Дунилин, бывший житель Луганска
При Советах проблем не было приехать в Орск, или прилететь. Садишься на самолёт вечером, утром — уже в Орске. А потом, с 91-го года, начался развал. Мама умерла — я не смог приехать. Самолёты не летают, железную дорогу закрыли, и вся связь прекратилась.
Этот разрыв с Россией, с родственниками, оставшимися на Родине, в семье Дунилиных переживали очень тяжело. Со временем в Орск перебралась, получив российское гражданство, дочь. Но Владимир Ильич с супругой оставался в Луганске — там и жильё, и любимая работа, и ученики… Тем более, что восток Украины до 2014-го года жил на особицу: говорили там по-русски, поддерживали, насколько возможно, связи с приграничными российскими регионами. И, когда в Киеве произошёл переворот под националистическими лозунгами, встревоженные жители Луганска стали выходить на улицы. Митинги проводились каждый день.
Владимир Дунилин, бывший житель Луганска
И в 14-м году началась вот эта... Заваруха. Я ходил туда, можно сказать, как на работу. Утром просыпаюсь — позавтракал, и пошёл туда. Я просто не могу спокойно говорить... Начиналось с того, что пели гимн Советского Союза, то есть России. И потом — «Вставай, страна огромная». И вот однажды прихожу на митинг — как раз провозгласили Луганскую народную республику — ликование было неимоверное.
Но это ликование быстро сменилось ужасом войны. Киевские власти решили продемонстрировать сепаратистам силу. Как это было, Владимир Ильич до сих пор помнит очень живо.
Владимир Дунилин, бывший житель Луганска
Еду на тренировку, стою на остановке, вдруг — такой грохот, как гроза. Смотрю — вроде облачко такое... Ну, сажусь в маршрутку. Доезжаем до Советской, это центральная улица — нас разворачивают, я говорю: что такое. Отвечают: там посмотришь. Иду — стоит народ в оцепенении. Самолёт прошёл, хотел забомбить областную администрацию. «Горку» не сделал, а прошёл прямо, и выпустил ракеты, там полпарка перерыло, и... А за этим Домом правительства детсад находился, и находится сейчас. Если бы он сделал «горку», то там вообще б всё было. И пошла война.
Дом, где жили пенсионеры Дунилины, стоял на западной окраине Луганска. Артиллерийские батареи вооружённых сил Украины расположились в 7-8 километрах от него. И все снаряды, падающие на город, пролетали буквально над их головами.
Владимир Дунилин, бывший житель Луганска
Всё над нашим домом пролетало. Там — бабах! Слышим с бабулей: Шшш... Снаряды полетели. А он, говорит, не упадёт? Нет, на ту сторону города. И вот так вот — круглосуточно.
Город быстро превращался в руины. Владимир Ильич вспоминает здания, мимо которых ходили или ездил каждый день. И, если разрушение автомобильного и железнодорожного вокзалов можно как-то обосновать с военных позиций, то зачем, не понимает он, нужно было разрушать цирк, стадион, на котором занимались в том числе и боксеры, другие социальные объекты?
Помимо того, что на улицах постоянно рвались снаряды, были и другие сложности.
Владимир Дунилин, бывший житель Луганска
Два месяца блокада — ни воды, ни света, ни связи, ни продуктов. Два месяца! Утро начиналось с того, что я брал баклажки, 6 штук трёхлитровых, на тележку их — и на водокачку. 4-6 часов, две ходки. Очередина неимоверная.
Потом, говорит Владимир Ильич, ополченцы отодвинули украинскую армию от города, и жизнь стала постепенно возвращаться в него. Да, снаряды ещё прилетали, но люди приучились жить и под снарядами.
Владимир Дунилин, бывший житель Луганска
В магазины начали завозить [продукты]. Начали возвращаться люди, которые уехали от войны. Там закончились деньги — приехали назад... Стала восстанавливаться жизнь так, как она была раньше. Что мне нравится — рождаемость высокая. Идут [семья с детьми от большого до маленького] — и один в тележке. Здорово!
В сентябре прошлого года Владимир Ильич с супругой, оформив российское гражданство, вернулся в родной Орск. Но продолжает следить за новостями, которые приходят из Луганска. На вопрос, как относится к тому, что Россия выступила в защиту ЛНР и ДНР, отвечает так:
Владимир Дунилин, бывший житель Луганска
Надо положить этому конец. Иначе Россию развалят. У меня ученики там воюют. Кстати, один вчера в 12 часов звонил… Если бы Россия опоздала на два дня, нас бы смяли. 600 тысяч [украинских солдат] стояло на границе Донецкой и Луганской областей. Смяли!