Иконы святых новомучеников
Сегодня православные христиане отмечают Пасху — Светлое Воскресение Христово. Это самый главный день всего богослужебного года, день победы света над тьмой, жизни над смертью. И в этот день мы хотим рассказать вам о двух православных святых, которые жили в нашем городе, молились в наших орских храмах, ходили по тем же улицам, по которым сегодня ходим мы…
Храмы Орска до революции. Фото из фондов Орского краеведческого музея и личного архива С. Манна
Священномученик Макарий Оренбургский
Макар Фёдорович Квиткин родился в Орске в 1882 году в крестьянской семье. Несмотря на простое происхождение, он проявлял большие успехи в учении и после окончания обычной церковно-приходской школы поступил в мужское городское училище. Вам хорошо знакомо это здание — сейчас в нем размещается Орский колледж искусств. И, кстати, фасад его сегодня украшает мемориальная доска с изображением бывшего студента…
Ну, а тогда, в 1896 году, это было что-то вроде нынешнего педагогического колледжа — выпускники училища сами становились учителями либо чиновниками. В 1900 году Макар — или, на церковный манер, Макарий — получил аттестат и начал учить детишек из бедных семей в разных школах нашего города.
Первый выпуск студентов мужского училища. Фото из фондов Орского краеведческого музея
Молодой учитель, воспитанный в православной традиции, с самых юных лет проявлял любовь к Церкви, был прилежным прихожанином храма. В 1905 году он окончил епархиальные курсы в Оренбурге, вскоре стал псаломщиком (мирянин, который помогает священнику, руководит хором, следит за тем, чтобы богослужебные книги читались в установленном порядке и т. д.), потом был возведён в сан диакона (первая ступень священства) и, наконец, в 1917 году стал священником. Сначала служил в селе Нижняя Павловка, потом — Первая Александровка (и то, и другое — неподалёку от Оренбурга), и в 1925 году получил назначение в сам Оренбург.
Там семья (а у батюшки к тому времени было пятеро детей) жила в страшной нужде – приходы облагались непосильным налогом, таким образом власти пытались добиться их закрытия. Отец Макарий с большой семьей был вынужден жить не в доме, а старой бане, кое-как обустроенной. В 1930 году храм во имя Серафима Саровского, где он служил (сейчас этого храма уже не существует), был закрыт из-за задолженности перед государством, и священник окончательно лишился средств к существованию. Продовольственных карточек ни отцу Макарию с супругой, ни их детям не выдавалось — они числились «лишенцами», то есть лишёнными избирательных прав. На работу устроиться было почти невозможно — выручали случайные заработки да помощь бывших прихожан, которые тайком приносили священнику то кулёк муки, то картошки, то овощей…
Отец Макарий с семьёй. Фото с сайта Орской епархии РПЦ
Его стали то и дело вызывать на допросы в ГПУ (государственное политическое управление при НКВД СССР — орган, занимавшийся «политическими» делами, борьбой с контрреволюцией), принуждали публично отречься от Бога. Уговаривали: стоит лишь «признаться», что ты годами обманывал доверчивых людей — и тебе всё простят, будет и квартира, и хлебные карточки, и почёт, и уважение. Запугивали: себя не жалеешь — детей пожалей, ведь ты сгниёшь в тюрьме, а дети с голоду умрут. В общем, в ходе допросов чередовался кнут и пряник. Но отец Макарий держался твёрдо…
В январе 1931 года он был арестован. Следствие обвинило священника в руководстве «монархической поповско-кулацкой контрреволюционной организацией». Приговор был вынесен «тройкой» быстро и решительно. 5 апреля 1931 года, в праздник Вербного воскресенья, 32 «врага народа», в том числе и священник Макарий Феодорович Квиткин, были расстреляны в специальной камере ОГПУ тюрьмы города Оренбурга.
Протоколы допроса и обыска, составленные в день ареста отца Макария
В 2000 году Макарий Квиткин, или Макарий Оренбургский, был канонизирован, а в 2003-м его икона, расположенная в храме села Нижняя Павловка, где когда-то служил он сам, стала обильно мироточить. Сегодня эта икона является одной из самых чтимых православных святынь Оренбуржья… А в 2020 году на старом кладбище Оренбурга, том, что на проспекте Победы, была обнаружена братская могила (она никак не была обозначена и выглядела как небольшой овражек). О том, что именно там похоронен Макарий Оренбургский и его «подельники», рассказал известный старец, схиархимандрит Серафим (Томин), которому, в свою очередь, когда-то давно об этом поведал кладбищенский сторож, видевший в 1931 году, как ночью чекисты сваливали в яму тела расстрелянных — и тело священника в том числе. Экспертиза установила, что в этом братском захоронении, действительно, находятся останки 33 человек — отца Макария и 32 членов «поповско-контрреволюционной организации». А год спустя, на 90-летие со дня их гибели, на могиле был установлен поклонный крест, к которому теперь стекаются паломники.
Священномученик Иаков, первый епископ Орский
Яков Иванович Маскаев был чуть старше: он родился в 1879 году в городе Уральске (сейчас это территория Казахстана). Тоже выходец из крестьянской семьи, буквально от сохи, тоже проявлял большие способности.
Будущий священномученик в юности. Фото с сайта Орской епархии РПЦ
Он поступил на учёбу в Оренбургскую духовную семинарию, которую окончил в 1901 году — и почти сразу стал священником. Сначала служил в селе Зобово (сейчас это территория Шарлыкского района, на самой границе с Башкирией), где построил на месте ветхого деревянного каменный Казанско-Богородицкий храм — кстати, переживший десятилетия гонений и действующий до сих пор... Вообще, отец Иаков, несмотря на молодость, был очень деятельным, хозяйственным, по-крестьянски хватким человеком — он выстроил школу в небольшой деревушке Воронино, находившейся в 5 километрах от Зобова, и вообще, многое делал для местных жителей. Дело, впрочем, не только и даже не столько в хозяйственности — он действительно любил людей, проявлял сострадание и чуткость ко всем, даже к недоброжелателям. В 1919 году, во время Гражданской войны, он спас жизни нескольким односельчанам, ставшим на сторону красных: белые, вошедшие в село, хотели расстрелять их, а отец Иаков спрятал их и укрывал, пока не миновала опасность…
Храм, построенный священником Иаковом Маскаевым в Зобово. Фото из открытых источников
Авторитет священника был так велик, что, когда в 1923 году была образована Орская епархия, собрание духовенства и мирян решило сделать протоиерея Иакова епископом. Вообще, в православии епископ — это монах, представитель «чёрного», безбрачного, духовенства. А отец Иаков был священником «белым», женатым. Но его супруга, вышедшая ещё за юного семинариста и родившая 9 детей, умерла в 1918 году. Священник остался с девятью детьми… Когда ему предложили стать епископом, отец Иаков отказался: сироты на руках. На это ему ответили: «У Бога нет сирот». И священник покорился.
19 марта 1923 года, прибыв в Москву, отец Иаков принял монашеский постриг, а затем и епископский сан. Испытания его веры начались немедленно.
Дело в том, что в 1922 году в РСФСР была создана «живая» церковь, она же — «обновленческая». Официально считалось, что это попытка реформировать «закосневшее» православие, убрать двухтысячелетние «условности», приблизить обряды к современной жизни — в общем, преподносилось все примерно как европейская Реформация. Но на деле обновленчество было проектом ОГПУ — взяв под арест неуступчивого патриарха Тихона и отрезав его от верующих, чекисты планировали создать лояльную, легко управляемую структуру. Многие епископы, священники, целые приходы верующих переходили в обновленчество. Потребовали этого и от нового епископа Орского, однако тот отказался и не стал подчиняться обновленческому «архиепископу», прибывшему в Оренбург. Тогда враги зашли с другой стороны: среди верующих Орска стали распространяться сведения, что те архиепископы, что возглавили хиротонию Иакова, оказались обновленцами (они, и правда, ушли в ересь, а один, как выяснилось позже, был в ней и на момент хиротонии). Епископ собрал духовенство орских храмов, и вместе они решили: чтобы не смущать народ, следует ехать в Москву и спросить у патриарха, как законного предстоятеля Церкви: является ли епископство действительным? Однако в Оренбурге владыку арестовали прямо в вагоне и вернули в Орск. Наконец, удалось передать патриарху письмо, и в Орск пришёл ответ: если епископ Иаков публично заявит, что не имеет ничего общего с обновленчеством, и напишет соответствующее письмо в обновленческий «Синод», хиротония его будет считаться действительной. Епископ Иаков так и поступил.
Владыка Иаков в окружении оренбургского духовенства. Фото с сайта Орской епархии РПЦ
В 1924 году он был назначен епископом Оренбургским. Затем богоборческие власти перешли от интриг к прямым репрессиям: в 1925 году епископ был арестован и приговорён к 3 годам ссылки. По окончании этого срока «неудобного» архиерея перебрасывали с одной кафедры на другую: то в Тверскую епархию, то в Саратовскую. В 1930 году его вновь арестовали, поместив в тюрьму города Балашова. Следствие было недолгим, приговор суровым: 3 года за «антисоветскую деятельность». Этот срок он отбывал в печально известном СЛОНе — Соловецком лагере особого назначения.
Епископ Иаков в последние годы своей жизни. Фото с сайта Орской епархии РПЦ
После освобождения он стал епископом Барнаульским. Но, будучи уже опытным человеком, прекрасно понимал: в покое его не оставят. Близко знавшие его люди потом вспоминали: владыка повсюду носил с собой сумку со всем необходимым на случай неожиданного ареста. И арест не заставил себя ждать. В сентябре 1936 года епископ Ириней снова попал за решётку. В газетах был опубликован отчёт об «операции»:
4-м отделом УГБ НКВД по Западно-Сибирскому краю в Смоленском районе ликвидирована контрреволюционная повстанческая организация, возглавляемая Барнаульским епископом Маскаевым Иаковом... В состав контрреволюционной организации входило 6 оформленных повстанческих ячеек с числом участников 28 человек… Организация подготовляла повстанческие кадры для вооруженного выступления против советской власти.
29 июля 1937 года бывший уральский крестьянин, бывший оренбургский семинарист, первый орский епископ Иаков (Маскаев) был расстрелян в барнаульской тюрьме, которая прежде была Богородице-Казанским женским монастырём. Его похоронили в безвестной могиле, тайно. Но весьма вероятно, что и эта могила со временем обнаружится — как это произошло с местом захоронения святого Макария Оренбургского...