Вид на город с Северного участка месторождения. Фото: ORSK.RU
Карьер по добыче серпентинита, который Новотроицкий цементный завод планирует разрабатывать неподалёку от жилых домов в орском посёлке Северный, оказывается, можно — во всяком случае, теоретически — перенести вглубь степи, где он едва ли кому-то сильно помешает.
Информацию о том, что лицензия заводу выдана не на один, а на два участка, можно найти в официальных документах, размещённых на сайте НЦЗ. Если пройти в раздел «Документы», там можно обнаружить несколько отсканированных бумаг с печатями и подписями.
Вот, например, свидетельство об открытии Новотроицкого месторождения.
Выдано оно в 2020 году, на документе стоит подпись министра природных ресурсов Александра Самбурского. В нём указывается, что Новотроицкое месторождение состоит из двух участков: Северного и Южного.
К свидетельству прилагается карта-схема. Северное месторождение мы обвели зелёной линией, Южное — красной.
И на публичных слушаниях, которые едва не закончились дракой, и на февральском заседании горсовета, которое пропустило рекордное количество народных избранников, речь шла об участке, который в официальных документах называется Южным. Расположен он, как все уже знают, на въезде в город, через дорогу от самого густонаселённого района Орска.
На сайте Новотроицкого цемзавода указано, что, цитата, «карьер расположится в 2 километрах от городской черты Орска».
Скриншот с сайта НЦЗ
На самом деле это не так: очертания карьера уже сейчас хорошо видны из космоса, и мы легко можем измерить расстояние от него до ближайшего жилого дома, это улица Олимпийская, 30.
Яндекс.Карты
От центра карьера до девятиэтажки, как вы видите, 950 метров. До земельных участков, которые выделялись многодетным семьям под строительство частных домов, и до будущих 15-этажек, которые планируется построить на пустыре между улицей Олимпийской и оренбургской трассой, будет ещё меньше.
Второй участок, который в лицензии называется Северным, по площади примерно равен Южному: Южный — 58 га, Северный — 51 га. По количеству серпентинита, глубине его залегания эти участки тоже плюс-минус идентичны.
От Северного участка, вот он на спутниковой карте, до ближайшего жилого дома, а это девятиэтажка на улице Маршала Жукова, 9, 2 километра 800 метров.
Яндекс.Карты
Причём не только степи: между возможным расположением карьера и посёлком Северным есть и лесозащитные полосы, и довольно крупный садовый массив.
Правда, недалеко оказывается посёлок совхоза Строитель — ближайший частный дом в 1 километре 200 метрах. Недалеко — но всё же дальше, чем многоквартирные дома от Южного участка.
Яндек.Карты
Пожалуй, если бы новотроицкие цементники добывали серпентинит не на Южном участке, а на Северном, который находится почти в 3 раза дальше и с которого наверняка не будет долетать пыль, такого отторжения у населения эта идея не вызвала бы… Но удалённость производства — это плюс для обывателей, для производственников это, конечно, минус — чем больше расстояние, тем больше и транспортные расходы, и, соответственно, меньше прибыль.
Фото: ORSK.RU
Так почему же НЦЗ предпочёл вести разработку на Южном участке, том, что ближе к жилым массивам? И намерено ли руководство предприятия использовать Северный, если депутаты вновь откажутся переводить землю под Южным из рекреационных в промышленные? Эти вопросы мы задали руководству НЦЗ, нам обещали ответить в кратчайшие сроки. Получив ответ, мы обязательно вернёмся к этой теме.
***
Для тех, кто не любит читать большие новости, мы подготовили видеоверсию данного материала: