Посёлок Звероферма — это 10 частных домов, в которых живёт 13 семей — в основном пенсионеры и инвалиды. Когда-то здесь было предприятие, где разводили пушных зверей — норок, песцов. Теперь фермы нет, молодёжь ездит на заработки в город, остальные живут своим хозяйством — огород, домашняя скотина… В общем, типичная деревня.
И вот уже почти неделю эта деревня обходится без воды. Совсем. У кого есть машина — ездят к водоразборной колонке на Форштадт, за 4 километра. У кого нет — ждут, что им помогут соседи.
Ольга Торопова, жительница посёлка Звероферма
Вот я с работы ношу в руках, в «полторашках». Себе ношу, им [соседям-инвалидам] ношу — они просто не могут ходить…
Когда-то у посёлка имелась своя скважина. Потом насосную станцию кто-то разграбил — украли и двигатель, и провода… Восстановить это за свой счёт немногочисленные жители, конечно, не могли. Люди выкручивались, как могли.
Ольга Торопова, жительница посёлка Звероферма
Снег топили, из лужи пили — было всё.
На помощь к ним пришёл Юрий Берг, который был тогда губернатором. Он договорился с руководством мясокомбината, возводившего свинокомплекс «Орский бекон», что, устраивая водоснабжение свинарника, трубы дотянут и до посёлка Звероферма — всё рано почти по пути.
Ольга Торопова, жительница посёлка Звероферма
Нам [губернатор] Берг пообещал, что будет вода, они эту проблему решат. Здесь построили свинокомплекс, говорят: «Будем вести воду — вам обязательно проведём».
И провели. При этом сразу предупредили: вода будет даже бесплатной, но это не просто подарок, а своеобразная компенсация — за то, что людям придётся терпеть вонь расположенного неподалёку свинокомплекса.
Ерем Карапетян, житель посёлка Звероферма
Договорённость была, что они строят [свинокомплекс], а люди чтобы не жаловались на запах, вот это всё, они [воду проведут] — типа того, компенсацию давали.
Этой «компенсацией» люди и пользовались в течение многих лет. Говорят, были бы не против и платить за воду, но юридически это было невозможно оформить, потому что официально, на бумаге, никакого водовода вообще не было.
Ольга Торопова, жительница посёлка Звероферма
Нам сказали, что не могут её оформить официально, потому что она не проходит по санитарным нормам. Ну, и пусть бы как техническую оформили, нам какая разница... Говорят: «Ладно, пользуйтесь, что-нибудь придумаем». Так мы и пользовались, а теперь вот сменился собственник свинокомплекса, и нам просто её отрезали. Всё! Отрезали, и мы остались без воды.
Причём, говорят люди, отключение это произошло неожиданно — так сказать, без объявления войны.
Лидия Подгорная, жительница посёлка Звероферма
В субботу ко мне внука привезли, вода была. И спать ложились, была. А в 7 утра проснулась — воды нет. А никаких запасов у меня нет, в этом необходимости не было. И целый день я не знала, что делать. Дочка на работе. Она не могла приехать раньше, потому и привезла мне внука. Ребёнку 3 года. Ему плохо было, жаркий очень день. Он сидел возле ворот. Собрал свой рюкзачок и ждал маму.
Разобравшись с тем, что воды нет вовсе не из-за аварии, что это принципиальное решение руководства предприятия, жители посёлка отправили делегатов на переговоры. Но они вернулись ни с чем.
Ербол Ержанов, житель посёлка Звероферма
К директору [свинокомплекса] обращались, он говорит, у него две скважины отказали, поэтому, говорит, воды нету. Но даже если мы устраним эту проблему, говорит, то вышестоящее руководство распорядилось нашу ветку, она же нигде не указана, вообще закрыть.
В свою очередь, мы связались с руководством оренбургского селекционно-гибридного центра «Вишневский», которому теперь принадлежит орский свинокомплекс. Директор Вильдан Муратов сообщил нам следующее:
Вильдан Муратов, директор СГЦ «Вишневский», г. Оренбург
Мы приобрели это предприятие больше года назад, и при покупке нам никто не говорил, что к нему прилагается какой-то водовод, питающий посёлок. Никаких документов по этому поводу не было и нет. Я узнал об этом буквально неделю назад, был в шоке. Сейчас у нас на предприятии складывается тяжёлая ситуация с водоснабжением: мы увеличили производство в 2 раза, и воды не хватает. Мы занимаемся бурением дополнительной скважины, но даже после этого вода будет в дефиците. Мы не в претензии к жителям, которые пользовались водой все эти годы, но обеспечивать их этим ресурсом больше не можем. У нас просто нет такой возможности. Не можем жертвовать предприятием.
Производственников, в общем, понять можно, но что делать местным жителям? Им сейчас ни попить, ни еды сварить, ни помыться… Про то, что на огородах всё погибнет без полива, и говорить не приходится:
Лидия Подгорная, жительница посёлка Звероферма
Вчера 12 помидорчиков высадила, три огурчика, 5 рядочков картошки. Ну, немножко, чтобы можно было прожить. Потому что пенсия маленькая, просто не хватает. Я не знаю, что теперь с этим будет.
Местные жители доведены до отчаяния. «Свиньи оказались важнее, чем мы», — говорят они.
Городские власти в курсе проблемы, но пока ничего обнадёживающего сказать не могут. Андрей Челнаков, руководитель Советского района, по телефону сообщил нашему корреспонденту, что выезжал на место, встречался с местными жителями, и сейчас занят поиском выхода из сложившейся ситуации.
Мы будем продолжать следить за ней и расскажем о том, как она развивается — следите за обновлениями на нашем сайте.
***
Для тех, кто не любит читать большие новости, мы подготовили видеоверсию данного материала: