1934 год, наводнение в Орске. Фото из фондов Орского краеведческого музея
В 1938 году в Москве открылась станция метро «Маяковская» — как и другие довоенные станции, она была (и сейчас остаётся) настоящим подземным дворцом. В её оформлении использовались разные натуральные материалы: родонит, бело-голубой мрамор «уфалей», жёлтый мрамор «газган», красный «салиети» и оливковый «садахло», чёрно-оливковый мраморовидный известняк «давалу»... Красота, что ни говори, неописуемая.
А ещё там использовалась орская яшма. Вот она.
Будете в столице — загляните на «Маяковскую», посмотрите на «полковничью» яшму, передайте привет малой родине.
А ещё такая же яшма использовалась при строительстве (точнее, отделке) мавзолея Ленина. Вот та плита, на которой стоит саркофаг с телом вождя революции, облицована знакомыми оранжевыми плитками. Та самая «мелкорисунчатая яшма», что из горы Полковник извлекли.
Если продолжать «ритуальную» тему, то орскую яшму можно найти и на самом знаменитом кладбище мира — Пер-Лашез. На нём похоронены Мольер и Бальзак, Эдит Пиаф и Джим Моррисон, Оскар Уайльд и Нестор Махно… А ещё там есть могила Анри Барбюса — французского писателя-коммуниста. Он четыре раза посещал нашу страну, написал много книг, среди которых — сенсационный (для того времени) роман «Россия», и произнес знаменитый афоризм «Сталин – это Ленин сегодня». Он умер в Москве летом 1935 года, потом его прах отправили во Францию, а спустя время установили на могиле уникальный памятник. Свердловские рабочие вырезали его из цельного камня родонита. К этому камню прикрепили бронзовый барельеф с портретом Барбюса. А в основание памятника положили бруски сургучной (ярко-красной, без примесей) яшмы. Откуда её доставили? Из Орска, разумеется!
А ещё нашу яшму можно найти в Эрмитаже — самом, пожалуй, известном музее России. Вот, например, такая там имеется ваза. Сделана в 18 веке, когда Орск только-только был заложен, да и Питер был совсем молодым.
Если будете в городе на Неве… Ну, вы поняли.
И, раз уж мы заговорили о дворцах: орскую яшму предполагалось использовать при отделке самого большого здания мира. Об этом упоминается в документе, который мы цитировали неделю назад — в докладе на имя председателя горсовета.
Вопрос дальнейшего развития и увеличения добывающей и перерабатывающей промышленности по яшмам в условиях Орского района вполне возможен и, вероятно, с началом облицовочных работ дворца Советов примет значительно больший объём, чем в настоящее время.
Что это за дворец Советов, знаете?
Он должен был утереть нос американцам с их хвалеными небоскребами и весомо, грубо, зримо продемонстрировать величие идеи социализма. Первым с идеей выстроить небывалой величины здание (высота – 415 метров, на 34 выше, чем Эмпайр Стейт билдинг в Нью-Йорке) выступил Сергей Киров. На съезде Советов, который в 1922 году проводился в Большом театре, он заявил, что «под этим куполом уже не умещаются звуки «Интернационала». Он предложил: «Соберем все, чем богаты советские страны, вложим все наше рабоче-крестьянское творчество в этот памятник и покажем нашим друзьям и недругам, что мы… способны украшать грешную землю такими памятниками, которые нашим врагам и не снились». На вершине дворца должен был располагаться гигантский памятник Ленину: палец вождя должен был составлять в длину 4 метра! Вот это-то здание и предполагалось щедро украсить шикарной орской яшмой.
Представляете, какой бы это был заказ? Если бы он был получен, в Орске появилось бы грандиозное предприятие по производству яшмовой плитки. Но — не сложилось.
Строить дворец собирались на месте храма Христа Спасителя. Храм в 1931 году взорвали, на котловане начались работы, но потом их притормозили — не было денег. Потом началась война, какие уж небоскрёбы. А после войны Сталин решил возвести в Москве 8 знаменитых московских высоток, а спорить с ним никто, понятно, не решился... В конце концов в многолетней яме оборудовали самый большой в мире открытый бассейн «Москва». В 90-х он пришел в запустение, яму засыпали, и на прежнем месте возвели новый храм Христа Спасителя.
А орские месторождения яшмы так и остались не только слабо разработанными, но и толком не исследованными. Может, кто захочет построить невероятный дворец всему миру на зависть? Если что, у нас есть классная дизайнерская идея...