Фото: ORSK.RU
По улице Краснофлотской в посёлке Степном, который орчане привыкли называть Гудроном, живенько так, весело бежит ручей. Выглядит он не очень приятно, но это не главная проблема.
Зоя Бардина, жительница посёлка Гудрон
Да во... Ну, запах нехороший, неприятный.
Зоя Михайловна не стала говорить это слово, но, положа руку на сердце… Это не запах. Это всё-таки вонь. Очень сильная, какая-то даже густая. Жители частных домов, расположенных на улице Краснофлотской и прилегающих к ней переулках, вынуждены дышать этим воздухом 24 часа в сутки.
Зоя Бардина, жительница посёлка Гудрон
Это же антисанитария! Где у нас санэпидемстанция? Почему вот это всё допускает? У нас нету её, что ли, теперь?
И проблема не только в запахе. Это ещё и вопрос безопасности: ведь вдоль ручья, по его ледяным берегам, ходят люди. Дети в школу бегают, например. Наступит вот так ребёнок на хрупкий ледок, под которым течёт тёплая горячая жижа — и окажется по колено... в том самом, ну, вы поняли.
Фото: ORSK.RU
Вообще, в этот колодец стекается канализация практически со всего посёлка. Напор создаётся очень приличный — потому зловонная жижа так хлещет из-под земли, выплёскиваясь на дорогу.
Надежда Романова, жительница посёлка Гудрон
Вот так все переулки параллельно врезаны сюда, вот в эту канализацию. И дальше, вон с тех казённых [многоквартирных] домов сливается всё — и вот тут останавливается.
Почему же никто не вскроет этот колодец, почему не прочистят или, лучше, не поменяют забитые трубы? А вот тут начинается самое удивительное. Дело в том, что колодец этот — ничей. Люди пытались вызывать ремонтников водоканала, но они работать здесь отказались.
Баянслу Тажгулова, жительница посёлка Гудрон
Они приезжают, мастер посмотрел — говорит: «На балансе не стоит». Я поехала в водоканал, начальник ПТО мне говорит: «Выходите, мы вам ничего не можем сказать, вы к нам не относитесь». На железную дорогу поехала, в контору — они то же самое говорят. Вот, колодец по Огнеупорной улице считается на балансе города. Из него все стоки стекают сюда, к дому 16 по улице Краснофлотской. Этот колодец не стоит на балансе города, и следующий тоже. А оттуда встречные стоки идут, от железной дороги.
В общем, история такая. Канализационный коллектор, проложенный вдоль Краснофлотской, принадлежит городу, и обслуживает его «РВК-Орск». Но не весь: в районе пересечения с улицей Багратиона зона ответственности муниципалитета заканчивается. В районе пересечения с переулком Огнеупорным начинается коллектор, за который отвечает железная дорога. А вот между ними находится ничейная территория. За эти 238 метров трубы никто не отвечает, и ремонтировать никто не хочет. Даже, можно сказать, не имеет права.
Баянслу Тажгулова, жительница посёлка Гудрон
Вот эти два колодца никому не принадлежат. Когда передавала железная дорога городу, они не взяли на баланс, почему — не знаю.
Но, если вы думаете, что люди, живущие здесь, освобождены от платежей за пользование этой никому не нужной трубой, вы жестоко ошибаетесь. Они платят сразу двум организациям: «РВК-Орск» — за транспортировку стоков, железнодорожникам — за их очистку. Платят, надо сказать, исправно. А что получают взамен? А вот, вонючий ручей под своими окнами.
Люди пытались добиться того, чтобы злосчастную трубу с двумя колодцами город принял-таки на обслуживание, они даже писали жалобу Путину. Но из Кремля бумага спустилась в Оренбург, оттуда — в Орск, а потом жителям посёлка пришёл ответ: сеть в реестре муниципального имущества не числится, а по причине отсутствия технических документов на эту трубу принять её на баланс не представляется возможным.
Фото: ORSK.RU
Вот и весь разговор. И что же делать людям?
Надежда Романова, жительница посёлка Гудрон
Вот так взять, вон тот колодец нам почистить самим, и вот этот, и закрыть, чтоб только с наших домов [отводилась канализация] — тогда, наверное, ситуация изменится. Но мы же не имеем такого права!
Сейчас жители района — а это в основном пенсионеры — отправили жалобу в прокуратуру и готовятся подавать на администрацию в суд. Других вариантов они не видят. Не перекрывать же бесхозную трубу, в самом-то деле...