1937 год, открытие Дома пионеров в Старом городе, на улице Пионерской (потому её так и назвали, до революции была Купеческая). Обратите внимание: по центру — портрет Сталина, а по бокам — Молотова и Калинина. Ленин тоже присутствует, но детский портрет, знакомый нам по октябрятскому значку. Фото из фондов Орского краеведческого музея
На днях в орском ЗАГСе состоялся праздник — сотрудники этой службы принимали поздравления со 105-летним юбилеем ведомства. В связи с этим интересно оглянуться назад и вспомнить: а как ЗАГСы работали раньше, что изменилось? Как всегда, помогут нам в этом подлинные исторические документы, хранящиеся в местном архиве.
Орское наводнение 1934 года. Фото из фондов Орского краеведческого музея
Вот, например, такое занятное письмо, составленное заведующей орским отделом ЗАГС, товарищем Ленской, в далёком 1934 году. Товарищ Ленская, как и 3 её сотрудника, служила по ведомству НКВД и носила милицейские погоны. Но занималась делом исключительно мирным: вписывала в специальные книги с отрывными листочками данные о том, кто родился в Орске, кто умер, кто женился, а кто развёлся.
Письмо 1934 года
Сейчас это для нес дело самое обычное: где же ещё регистрировать брак, если не в ЗАГСе? А тогда это было ещё чем-то новым и для многих диковатым: ведь в дореволюционной России регистрацией рождений, смертей и браков занимались священники и муллы, никаких гражданских церемоний предусмотрено не было, и даже атеист Ленин в шушенской ссылке был вынужден венчаться с атеисткой Крупской в православном храме.
Так вот: чтобы новые советские граждане лучше привыкали к новым традициям, товарищ Ленская предлагала городским властям чуть потратиться на то, чтобы ЗАГС стал понаряднее, и орчане, приходящие сюда, лучше ощущали торжественность момента…
...Считаю необходимым следующие мероприятия по оборудованию предоставленного помещения Гор ЗАГСу и превращению его в образцово-показательную организацию, поскольку органы ЗАГСа наряду с учётом естественного движения населения призваны и на борьбу с старым бытом — суеверием, предрассудками и религиозными обрядностями.
Так что же должно было отвлечь жителей Орска образца 1934 года от суеверий и религиозной обрядности? А вот, пожалуйста, списочек. Во-первых, конечно, мебель — а то, как говорил великий комбинатор, «посидеть со вкусом абсолютно не на чем»:
- 4 письменных стола;
- 10 стульев;
- 2 небольших дивана;
- 2 шкафа для архива;
- трюмо.
Дальше — предметы обстановки. Уютно должно быть в ЗАГСе!
- часы стенные;
- портреты ЛЕНИНА, СТАЛИНА, КАЛИНИНА в рамках и за стеклом...
Кстати, это интересная деталь итого времени: фамилии руководителей государственного масштаба тогда писали прописными буквами — или, как мы сейчас сказали бы, капсом: в знак уважения.
Калинин, Ленин, Сталин. Такие портреты могли бы висеть в орском ЗАГСе. Хотя нет, такого Сталина в 1934-м быть ещё не могло, это гораздо более позднее фото... Но принцип такой
Ленина и Сталина, наверное, представлять не требуется даже современному читателю, не сильно увлекающемуся историей; а вот кто такой Калинин, некоторые могут и не знать. Для справки: Михаил Иванович Калинин в 1934 году был председателем Центрального исполнительного комитета СССР, и формально именно он, а не Сталин, являлся главой государства. В западной прессе его называли «Soviet President Kalinin», а в СССР — «всесоюзным старостой» или, проще, «дедушкой Калининым». У него, выходца из бедных крестьян, была репутация доброго человека, к которому можно обратиться с любой просьбой, который поймёт и пожалеет. Многие и обращались, а некоторым это даже помогало… Но настоящим, а не формальным, главой Союза был, безусловно, всё-таки Сталин, и это было очевидно для всех и по ту, и по эту сторону границы.
Вот, в общем, эти три портрета и должны были украсить орский ЗАГС. Но давайте читать дальше. Что там ещё требовалось для уюта и торжественности?
- радиоустановка;
- тумбочка для репродуктора;
- 4 живых цветка;
- 4 тумбочки для цветов;
- 8 метров тюлевых штор для окон;
- 1 графин и 2 стакана;
- 2 плевательницы;
- 4 пепельницы;
- 4 чернильных прибора;
- ведро, умывальник, таз, 2 полотенца, кочерга, лоток.
Сейчас в госучреждениях пепельниц, конечно, не ставят: курить в них строго запрещено. А тогда — на каждом стиле нужно было поставить, как же иначе? Может, для посетителей, а может, и для эмансипированных загсовских дам — тогда как раз был бум моды на женское курение. А вот что такое плевательницы, сейчас многие не знают. В прежние времена это тоже было необходимым элементом обстановки: многие употребляли жевательный табак, а глотать табачную слюну нельзя, её нужно сплёвывать. Если жуёшь при людях — то и сплёвывать приходится при них. И это не считалось чем-то неприличным: на тротуар плевать — да, нехорошо, а в специальную посудину — нормально.
1936 год, улица Шевченко в Старом городе, здания городского управления НКВД (справа) и милиции (слева). Фото из фондов Орского краеведческого музея
Помимо этого, говорила товарищ Ленская, нужно было привести в порядок и само помещение: в нём было просто-напросто холодно (а письмо это составлялось в декабре), да и вообще, неуютно:
- обшить кошмой двери (двери сделаны из фанеры);
- остеклить и вставить вторые рамы (все окна с одинарными рамами);
- покрасить полы и перегородку помещения;
- сделать вывеску с наименованием учреждения.
Всё это, говорила товарищ Ленская, нужно было сделать немедленно, чтобы работники ЗАГСа могли полноценно выполнять свою работу:
Перечисленное оборудование является крайне необходимым, т. к. до сих пор ЗАГС, кроме четырёх стен, ничего не имеет.
Теперь ЗАГС имеет большое и очень нарядное помещение в центре Орска — нынешнем, конечно, центре, в 1934 году на этом месте была дикая степь, только волки выли — и не нуждается в умывальнике, кочерге и портрете дедушки Калинина...
Ещё раз поздравляем сотрудников учреждения с юбилеем!
1934 год, строительство Орской ТЭЦ. Фото из фондов Орского краеведческого музея
За помощь в подготовке материала автор благодарит Орский филиал Государственного архива Оренбургской области (директор Инна Ершова) и Орский краеведческий музей (директор Галина Белова).