Фото ORSK.RU
В администрации Орска прошли публичные слушания по поводу планировки территории бывшего завода тракторных прицепов — там, напомним, создана особая экономическая зона, а в ближайшем будущем должны появиться несколько новых промышленных предприятий, которые будут платить меньше налогов, ну, и вообще пользоваться некоторыми льготами в сравнении с конкурентами — так планируется привлечь в наш город инвесторов.
Вообще, этот проект обсуждается уже достаточно давно и подробно, но на этот раз прозвучала принципиально новая информация. Касалась она класса опасности производств, которые могут там разместиться.
Евгений Черкасов, разработчик проекта
Для объектов 2 класса вредности получается 25 га, для 3 класса вредности — 48 га, для 4-5 классов — 22 га. И зона логистической инфраструктуры — 29,5 га.
Вот тут следует остановиться и вспомнить события двухлетней давности. В ноябре 2020 года депутаты Орского горсовета голосовали за размещение на территории города особой зоны, и тогда подчёркивалось: самое вредное из возможных производств, которые там появятся, будут максимум 3-го класса опасности. О 2-м тогда даже речи не шло.
Евгений Андреев, в 2020 году — главный архитектор Орска
В настоящее время предлагаемая территория находится в промышленной зоне, предназначенной для размещения предприятий 3-5 класса вредности.
И это не случайная оговорка. На том заседании депутаты много спорили по поводу экологичности производства, но их убедили: нет, опасней 3-го класса точно не будет. Но они всё равно сомневались и делились своими сомнениями с нами.
Владимир Гудомаров, в 2020 году — депутат горсовета
Основной вопрос — это класс опасности. Как нам сейчас пояснили, класс опасности может быть изменён только решением городского Совета депутатов, то есть нами.
И вот на территории особой экономической зоны вдруг обнаружился участок для размещения предприятия 2-го класса опасности.
Евгений Черкасов, разработчик проекта
По цветам разбиты зоны максимально допустимой вредности. Фиолетовым цветом обозначена территория с максимально вредным производством, со 2 классом, она максимально удалена ото всей застройки. 3 класс в этом углу, этом и вот тут [голубой цвет]. И, соответственно, 4-5 — это те объекты, которые у нас максимально приближены к жилой застройке. А объекты логистической инфраструктуры у нас по СанПиНу к 5 классу относятся.
Чтобы было понятней, где именно может расположиться самое грязное производство особой зоны, отметим участок на спутниковой карте. Вот он, обведён красной линией.
Спутниковая Яндекс.Карта
Чем же различаются объекты 2 и 3 классов опасности? Согласно закону, 3 класс — это «средняя опасность», а 2 класс — «высокая опасность». Например, если говорить о металлургии, то предприятие 3 класса может использовать плавильное оборудование загрузкой от 500 килограммов до 10 тонн, а 2 класса — свыше 10 тонн. Естественно, что и выбросы в атмосферу от них будут разными. То же касается и химической, и добывающей промышленности, и так далее. То есть тот факт, что в особой экономической зоне может появиться предприятие более опасное, чем заявлялось ранее, на самом деле очень важен.
Впрочем, разработчик сразу подчеркнул: это ещё не значит, что там появится именно такое предприятие. Повышать класс опасности нельзя, а вот понижать — сколько угодно. То есть на участке для 2-го класса запросто может оказаться предприятие хоть 3, хоть 4, главное, чтобы не получилось наоборот.
Фото: ORSK.RU
Пока не известно, кто именно придёт на особую зону. Как нам сказал перехваченный в коридоре представитель компании, официально подписанных соглашений с инвесторами пока нет. Впрочем, разработчик всё же обмолвился: некоторые договорённости всё же имеются, отдельные участки готовятся под конкретные производства.
Евгений Черкасов, разработчик проекта
И вот тут площадка по заявке «Орскнефтехима» сформирована, у них уже развивается лакокрасочное производство, и они попросили земельный участок сформировать для возможности дальнейшего развития.
Так или иначе, на этом публичные слушания не заканчиваются. Комитет архитектуры принимает предложения в течение недели, а после проект планировки, как обычно, поступит на утверждение депутатам горсовета.