Олег Басилашвили, которому исполнилось 75 лет, — идеал миллионов советских женщин. И это несмотря на то, что его самыми знаменитыми образами являются циничный Самохвалов из «Служебного романа», подлец Мерзляев из фильма «О бедном гусаре замолвите слово», бесхарактерный Бузыкин из «Осеннего марафона», потерянный пианист из «Вокзала для двоих» и просто Воланд из «Мастера и Маргариты».
Олег Валерианович Басилашвили родился в Москве, фамилия ему досталась от предков из Грузии. Отец актера был москвичом и «абсолютно русским человеком», говорил без акцента, но родным языком владел. Он был директором Московского политехникума связи. По материнской линии у Олега Басилашвили все — москвичи и священники: его прадед был попом, а дед окончил духовную академию, был известным архитектором храмов. Мать Ирина Сергеевна Ильинская — доктор филологических наук, автор «Словаря языка Пушкина».
Коренной москвич Олег Басилашвили по-грузински не говорит, хотя во время войны три года провел на исторической родине, пишет РИА Новости. «Помню эвакуация в Тбилиси, мы были прикреплены к столовой. Там давали коричневый суп, в котором плавали две макаронины. Больше ничего. До сих пор помню. Мне очень нравился этот суп. Как-то раз я взял свою порцию и мигом съел. Напротив меня сидел военный, офицер. И вдруг он сказал: «Мальчик, хочешь еще? Ешь мой». Я ел, а он плакал», — вспоминает актер.
Еще в школьные годы его по-настоящему обворожил Художественный театр. «...Ты попадал не в театр, не в помещение, где прекрасные актеры говорили чужими голосами чужие слова. А я увидел миры. И мне захотелось туда, в тот мир. Не в тот, в котором я жил, — мир контор, военкоматов, жировок. И я готов был не быть актером, а мыть полы там», — цитирует rusactors.ru Олега Басилашвили.
После школы Басилашвили поступил в школу-студию МХАТ на курс Павла Массальского. Вместе с ним на курсе учились Евгений Евстигнеев, Михаил Козаков, Татьяна Доронина и др.
По воспоминаниям друзей, в Школе-студии МХАТ Олег Басилашвили считался одним из самых красивых и интеллигентных студентов. Он покорил сердце красавицы Татьяны Дорониной, и в 1955 году они отпраздновали скромную свадьбу.
По окончании школы-студии в 1956 году Доронину пригласили сразу в несколько театров. Басилашвили мечтал работать в Художественном театре, но его не взяли — «по бездарности», говорит актер.
«Мне же в то время было все равно куда ехать. Мог остаться в Москве, однако отец — он был военным, участвовал в великой Отечественной, принимал участие в Сталинградской битве, даже получил орден Красной Звезды за это, и Сталинград был для него самым святым понятием — сказал: «Я отстаивал Сталинград. Тебе надо ехать туда». И я вместе с женой поехал в Сталинград», — рассказывает актер.
Но там молодые актеры были никому не нужны, и они уехали на родину Дорониной — в Ленинград, устроились в Театр Ленинского комсомола. Через три года их пригласил к себе худрук ленинградского Большого драматического театра Георгий Товстоногов. В этом театре актер служит до сих пор, несмотря на неоднократные предложения из Москвы. Но, по словам актера, уходить от Товстоногова было неразумно, «потому что это был лучший театр в мире».
Так Петербург стал для москвича Басилашвили «рабочим местом в высшем смысле этого слова». «Кроме того, — говорит он, — здесь закончилась моя первая личная жизнь, начатая еще в Москве, в студенческие годы. Мы приехали вместе в Ленинград, к Товстоногову и разошлись».
Первое время актер у Товстоногова играл мало, но потом стал «обрастать ролями». Самые знаменитые роли актера в БДТ: Хлестаков в «Ревизоре» по Гоголю, Серпуховский в «История лошади» по Толстому, Басов из «Дачников» по Горькому, Джингль из «Пиквикского клуба» по Диккенсу, Мамаев «На всякого мудреца довольно простоты» по Островскому, Войницкий из «Дяди Вани» по Чехову. Басилашвили считает лучшей ролью в театре работу в спектакле по пьесе Шукшина «Энергичные люди».
В кино Олег Басилашвили дебютировал в 1956 году ролью Андрея Андреевича в фильме «Невеста». Он работал с такими известными режиссерами, как Михаил Швейцер, Семен Аранович, Карен Шахназаров, Анатолий Бобровский, Владимир Краснопольский и Валерий Усков.
Но наибольшая популярность к Басилашвили пришла после ролей Самохвалова в комедии «Служебный роман», графа Мерзляева в фильме «О бедном гусаре замолвите слово», Платона Громова из «Вокзала для двоих» (все — режиссера Эльдара Рязанова) и Андрея Бузыкина в «Осеннем марафоне» (Георгия Данелия).
Самой громкой киноработой актера в последние годы стала роль Воланда в сериале «Мастер и Маргарита» Владимира Бортко, у которого он до этого снялся в «Идиоте» по Достоевскому.
Олег Басилашвили — один из самых политизированных представителей российского искусства. В начале 90-х был народным депутатом РСФСР (РФ), входил в парламентскую фракцию «Радикальные демократы». Сегодня Олег Басилашвили не заседает в Госдуме, но по-прежнему придерживается своих политических взглядов романтика-максималиста и внимательно следит за тем, что происходит в российском обществе.
«А как иначе?! — восклицает он. — Не интересоваться политикой может только равнодушный или житель вполне благополучной страны. О нашей такого не скажешь, хотя очень хочется, чтобы хоть внуки, правнуки могли так сказать. Я очень хочу, чтобы наша страна наконец развивалась правильно — демократически: я имею в виду и политику, и экономику. Чтобы никто не мог помешать эволюции. Свобода слова, выбора, многопартийная система, свобода выезда, право на получение любой информации — пока мы это имеем, есть надежда. Нам уже есть, что терять. И мы уже теряем. Нужно сделать все, чтобы не потеряли».
Сейчас Олег Басилашвили живет в Северной столице вместе с женой, журналисткой Галиной Мшанской, благодаря которой, по его словам, «приобрел знание того, что женщина может быть предана до последней капли крови».
Их старшая дочь Ольга работает там же, где и мать, на петербургском телевидении, а младшая Ксения — корреспондентом радиостанции «Эхо Москвы». Олега Басилашвили также можно увидеть на канале «Культура» в его передаче «С потолка».
Свой юбилей Басилашвили отметит на сцене. Но не в родном питерском Большом драматическом театре им. Товстоногова, а на гастролях БДТ в Москве. Сам актер считает, что 75 лет — не повод для пышных торжеств.
— Никакой это не юбилей, а обычный день рождения, — заявил Басилашвили «Аргументам и фактам». — Юбилей — это 70 лет, 80, 120... А 75 — просто дата, говорящая лишь о том, что семь с половиной десятков лет человек прожил — не помер. И это уже хорошо!
Источник: salat.zahav.ru