Фото: ORSK.RU
От Черного моря — до Тихого океана, от Транссибирской магистрали — до космодрома «Восточный». 19 республик, более 145 городов, 600 000 посетителей и более миллиона просмотров на всех площадках. Впервые за три года путешествия Поезд Победы приехал в Орск. 10 вагонов, в каждом из которых наглядно показана и рассказана история Великой Отечественной войны.
Сергей Лукша, администратор организационного комитета «Поезд Победы»
«Поезд Победы» — это уникальный состав, это первый в мире инверсивный передвижной музей с эффектом погружения. К нам приходят разные категории людей, к нам приходят много школьников, кадетов, военнослужащие к нам приходят, обычные граждане. Многие люди из поезда выходят со слезами на глазах либо задумчивые. Поезд никого не оставляет равнодушным, поезд вызывает настоящие эмоции.
40 минут аудиоэкскурсии от девушки Лиды, которая всю войну проработала машинистом поезда. Каждый вагон — новая история.
Дмитрий Кокубенко, координатор волонтеров
Экскурсия длится 40 минут, участникам выдаются аудиогиды и наушники. Гид привязан к метке в вагоне через радиосвязь и каждый вагон новая история. Когда участник входит в вагон — история начинается новая и история рассказывает всё, что есть в вагоне и что происходило в это время.
В первом вагоне попадаем в последние часы ещё мирной и беззаботной жизни. Девушка Лида рассказывает свою историю о том, как хотела стать машинистом, и как её папа был против, но она всё равно подала документы и отучилась, да ещё и с отличием.
Фото: ORSK.RU
А завтра была война. Второй вагон. Девушка-машинист в октябре 1941 года. На фронт едут ещё совсем юные солдаты, и если в первом вагоне в руках у них были удочки, то сейчас все они сидят с винтовками. Чуть дальше обычные люди, многие из которых проснулись от криков, взрывов и с полным непониманием происходящего. И лишь позже прозвучало страшное слово «война». Брестская крепость стала одним из главных символов стойкости и мужества нашего народа для Лидии. Именно в этом месте фашисты поняли, что война на восточном фронте будет не такой быстрой, как они предполагали.
Фото: ORSK.RU
Ещё один вагон. Он встречает холодом. Концлагерь. Поезд Лидии подобрал ещё один состав, который, как им сказали, идет на дезинфекцию. В дороге практически не поили и не кормили. До конечной остановки доезжали единицы. Приходил новый эшелон и всё повторялось. Настоящий конвейер смерти.
Фото: ORSK.RU
Переступив порог пятого вагона, попадаем в санчасть. Санитарные поезда курсировали по всей стране, перевозя раненых, и даже сложнейшие операции делали прямо на ходу. Новый 1943 год Лидия встретила в одном из таких составов, попав под вражеский обстрел. Чуть дальше попадаем в баню, они тоже ездили в составе поездов. Кстати, в феврале 1943 в плен взяли Фридриха Паулюса, который после 6 месяцев Сталинградского сражения совсем не был похож на завоевателя и перед тем как везти его в Москву генерал Рокоссовский решил, что нужно его искупать. Но от бани тот отказался.
Фото: ORSK.RU
Пройдя дальше попадаем в штабный вагон, где в свое время был разработан успешный план «Багратион». Тогда враг совсем не ожидал удара с Гомельских болот. Затем попадаем в бронепоезд. Зимой в них было жутко холодно, а летом — невыносимо жарко. В конце войны на рельсах встретились два таких состава: наш и вражеский — жуткая была битва, но советские бойцы смогли найти слабое место у немецкого состава и вышли победителями.
Фото: ORSK.RU
И вот наконец следующий вагон — нас встречают радостные лица. Победа!!! Ужасы войны позади. Лида вела свой последний военный поезд. И пусть впереди было много сложностей, но все ехали строить новую лучшую жизнь.
Фото: ORSK.RU
Василий Козупица, глава Орска
Поразила натуральность! Я как будто побывал в тех временах, во всех ипостасях от начала войны и до конца. Меня поразило всё и тронуло до глубины души. Мне очень понравилось высказывание в самом финале инсталляции: «Время любить свою Родину!». Эти слова, как никогда, созвучны с нашим временем.
Орчане, посетившие выставку, остались под сильным впечатлением.