Фото: архив ORSK.RU
В Оренбургской области власти сосредоточили свое внимание на сельских дорогах. Так, только в текущем году в рамках реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги» в нормативное состояние будет приведено почти 370 км дорог, из них более 337 км — регионального и межмуниципального значения, в числе которых свыше 200 км — это дороги, которые обеспечивают подъезд к сельским населенным пунктам. Всего же за последние три года в области отремонтировано и построено более 1 тыс. км автомобильных дорог, которые связывают между собой сельские территории.
Денис Паслер, губернатор Оренбургской области
Для нас эта работа имеет принципиальное значение. Около 40 % оренбуржцев проживают в небольших населенных пунктах. Качество их жизни зависит не только от уровня развития социальной сферы, но и от наличия в селе занятости, которую обеспечивают сельхозпредприятия и фермерские хозяйства. В их работе дорожный вопрос — один из основных.
Оренбургская область довольно протяженная, и дороги как средство коммуникации для предприятий агропрома очень важны и требуют внимания властей, считает заведующий лабораторией экономики и организации сельского хозяйства федерального научного Центра биологических систем и агротехнологий РАН Анатолий Тихонов.
Анатолий Тихонов, заведующий лабораторией экономики и организации сельского хозяйства федерального научного Центра биологических систем и агротехнологий РАН
Особенно с учетом того, что у нас посевная и уборочная кампании в большинстве регионов приходятся на межсезонье, без хорошего дорожного сообщения очень сложно своевременно доставлять ГСМ, удобрения или вывозить готовую продукцию. На сельской территории дороги вообще важны для подъема экономики, потому что даже для простого транспорта — это всегда лишний расход топлива. Ну а когда дожди, и дороги развезло — вся экономика сельского хозяйства разваливается. Я уже не говорю о высокой аварийности на плохих дорогах. Поэтому внимание развитию дорожной сети — это, конечно, не оценить. И вне зависимости от цифр, сам факт того, что власть в регионе изыскивает средства и держит эти вопросы в постоянном фокусе, можно только приветствовать.
К примеру, вслед за капитально отремонтированной три года назад межмуниципальной дорогой в Северном районе области, которая обеспечила транспортную доступность крупного животноводческого кластера, в текущем году к нормативу приведен еще один участок протяженностью 10 км к селу Илькульган. Там в 2021г. была запущена новая животноводческая ферма на 500 голов крупного рогатого скота молочных пород. Инвестор далее планирует расширять производство, и немаловажную роль в этом бизнес-решении сыграло наличие хорошей дороги.
Депутат Госдумы Николай Харитонов, много лет проработавший в сельском хозяйстве, напоминает, что Оренбургская область всегда была в числе российских регионов, которые принято называть «нашими житницами», и отремонтированные дороги помогают аграриям добиваться роста производительности.
Николай Харитонов, Депутат Госдумы
Для села важна хорошая дорога. Я сам вырос и работал в сельской местности. Хорошая дорога – это настроение в селе, а само сельское хозяйство — это же жизнеобразующая отрасль, поэтому и отношение должно быть как к живому организму. И дороги хорошие там нужно делать как можно быстрее. Мне приходилось много раз бывать в Оренбургской области, и, на мой взгляд, власти региона и губернатор сейчас все делают правильно, опираются как на собственные силы, так и на федеральную поддержку правительства России.
Развитие дорожной сети — значимый фактор для тех, кто хотел бы оставаться жить на селе или переехать туда. Хорошие дороги и бесперебойное транспортное сообщение влияют и на развитие малого бизнеса, приход на село новых услуг и возможностей. В то же время эксперты отмечают, что помимо улучшения транспортной доступности и качества жизни на селе для приграничных регионов, в число которых входит и Оренбургская область, дорожная отрасль имеет еще и стратегическое значение. Создание надежной дорожной и транспортной инфраструктуры напрямую влияет на развитие транзитного и туристического потенциала территорий, открывает новые перспективы.
Совершенствование транспортно-логистической инфраструктуры и расшивка узких мест – это одна из задач нацпроекта «Международная кооперация и экспорт», говорит главный научный сотрудник Института исследований международных экономических отношений Финансового университета при правительстве РФ, академик РАЕН Валерий Абрамов.
Валерий Абрамов, главный научный сотрудник Института исследований международных экономических отношений Финансового университета при правительстве РФ
Через Оренбургскую область проходит автодорога на Казахстан, поэтому там активно идет модернизация пограничных и таможенных переходов. И для того, чтобы обеспечить скоростное движение автотранспорта, надо расширять подъездные пути, наращивать транспортно-логистическую инфраструктуру для обработки российских и казахстанских грузов по требованиям международных экспортеров. И от наличия этой инфраструктуры, включая, конечно же, и дороги, напрямую зависит наращивание экспортных возможностей. Кроме того, существуют взаимные интересы граничащих регионов на основе приграничного сотрудничества, которые имеют в этом отношении давние традиции.
Появление хороших внутрирегиональных дорог, в том числе сельских, даст толчок более активному развитию внутреннего туризма, а вместе с этим вырастут и поступления в бюджет, уверена исполнительный директор Некоммерческого партнерства «Альянс туристических агентств» Наталия Осипова. «У нас сейчас очень много туристов путешествуют на машинах, россиян все больше и больше интересует не только пляжный отдых, но и обзорные путешествия. И для развития внутреннего туризма дороги – одна из самых важных проблем, которую нужно решать. И если бы в каждом регионе этот вопрос был бы решен, то и внутренний туризм улучшился», – комментирует собеседница «Клуба Регионов».
По словам Осиповой, туристу сначала нужно доехать, а потом уже где-то разместиться. «У нас же есть места, где туристы долетели, а дальше там чуть ли не на самосвалах нужно доезжать до каких-то мест, которые их привлекают. А если есть дороги и плюс еще объекты размещения, то все интересные места становятся доступнее. Вот мы говорим про Оренбургскую область, но мало же кто знает, какие там есть достопримечательности. И если все это сложить в один пакет, то вот, пожалуйста, это будет та точка притяжения, куда поедут туристы. Поэтому, когда говорят «дорожная карта», нужно понимать, что она начинается с дорог. Надеюсь, что в каждом регионы эти вопросы будут решены. И честь и хвала оренбургскому губернатору Паслеру за то, что этот вопрос в области решается», — подытожила Наталия Осипова.
Добавим, что в течение трех последних лет Оренбургская область занимает лидирующие позиции в стране по итогу реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги».
В текущем году в рамках дорожного нацпроекта работы ведутся на 35 магистралях и участках регионального и межмуниципального значения. Фактически все они связывают между собой сельские территории. Поэтапное приведение этих автодорог к нормативному состоянию позволяет существенно улучшить качество жизни людей.