Зато обыкновенные зайцы, возможно, попадут в «Красную книгу».
Пришла осень, и в оренбургские леса потянулись мужички с берданками наперевес. Но, как известно, цыплят по осени считают: самое время узнать, какое и в каком количестве зверье водиться в наших землях.
— В Оренбуржье нами всего зарегистрировано около 25 охотничьих видов животных и птиц, — рассказал главный специалист ГУ «Управление объектами животного мира и водными биологическими ресурсами» Андрей Александрович Латыпов.
Оказалось, в области даже прописаны на постоянное место жительства с полсотни бурых медведей. Косолапые облюбовали под берлоги непроходимые дебри в Кувандыкском и Тюльганском районах, куда еще не дошла цивилизация и редко заглядывают охотники. И поэтому количество мишек уже много лет держится на одном уровне.
Водятся у нас и волки. Правда назвать точное их число затруднительно, потому что серые, на деле подтверждая, поговорку «волка ноги кормят», в поисках пропитания ведут кочевой образ жизни: то у нас, в Оренбуржье, погостят, то к соседям, в Башкирию или Казахстан, заглянут. Бывает, и пошалят, не без этого: скот порежут, но, как правило, это происходит там, где нерадивые пастухи оставляют без присмотра овечьи отары. Но частенько приходится слышать леденящие душу рассказы о том, как волки съели в зимней степи одинокого путника, оставив недоеденными лишь ноги в кирзовых сапогах.
— Хищники очень редко нападают на людей, — пояснил Андрей Александрович. — Года четыре тому назад жителей Кувандыка изрядно напугал косолапый, но все обошлось без жертв. А так никаких трагедий с участием диких зверей за последнее десятилетие не происходило. И чтобы вас растерзал волк или медведь, нужно очень постараться.
Судя по численности неплохо себя чувствуют в Оренбуржье и дикие кабаны, и лоси, и косули.
А вот такой мелочи, как водоплавающей дичи и зайцев поубавилось.
— Уток стало меньше, потому что пересыхают водоемы, — считает Латыпов, — ведь сейчас в нашем регионе наступил засушливый период, и из него мы выберемся лишь через несколько лет.
А вот почему ушастых, того и гляди, занесут в «Красную книгу», никто толком объяснить не может. Вроде и зимы малоснежные им на руку — легче корм находить, — но если в 2007 году русаков было 30 тысяч, то в этом лишь — 21 тысяча! За два года поголовье зайчиков снизилось почти на треть!
— Возможно, в этом есть и вина лис, — считает Андрей Александрович, — их на территории области больше 16 тысяч. Нужно заниматься отстрелом, но пушнина упала в цене, и поэтому нет желающих тратить на эту живность пули и время.
Если так дело пойдет дальше, то через парочку лет на каждого зайчика будет приходиться по одной рыжей плутовке!
Как оказалось, зловредный и вездесущий кризис «нагадил» не только людям, но и зверям. Государство стало меньше финансировать охотничьи хозяйства, и поэтому лесники не заготовили в нужном объеме корма для обитателей леса: кабанов, косуль, лосей и благородного европейского оленя. Кстати, последний был к нам завезен несколько лет тому назад, но успешно прошел акклиматизацию и стал полноправным оренбуржцем.
— Уже давно ученые ведут разговоры о том, чтобы в наш регион завезти несколько особей бизонов и лошадей Пржевальского, — продолжил главный специалист ГУ «Управление объектами животного мира и водными биологическими ресурсами». — Пока все это всего лишь планы. Но, кто знает, может, в будущем это станет реальностью.
Какие охотничьи виды животных водятся в Оренбургской области
Ольга Зозуля.
Источник: «КП»-Оренбург».