Орск посетила депутат Госдумы Нина Останина. Нина Александрова в нашей студии рассказала о предложениях ее коллег ужесточить закон об абортах, о мерах поддержки молодых и многодетных семей, возможном сокращении финансирования маткапитала, а также о встрече с главой Орска и поддержке местных депутатов. Интересный момент! Нина Останина ответила на вопросы, которые сгенерировала нейросеть на основе публикаций в ее телеграм-канале.
Нина Останина рассказала о последних инициативах властей ограничить аборты, которые обсуждались на круглом столе комитета по охране здоровья в Госдуме.
Нина Останина, депутат ГосдумыЕсли бы эта проблема обсуждалась внутри гинекологического сообщества, то я бы к этому относилась нормально. Если речь идет о государственной демографической политике, и всё сводится только к запрету абортов, конечно, это полное безобразие. Не надо пугать наших женщин. Не надо сваливать всё на наших медиков. Почему? Потому что это большая комплексная проблема. Для того, чтобы у нас воспитывались те дети, кто уже рожден. Государство должно о них позаботиться. А видя то, как заботится государство, молодые семьи будут думать. «Я не останусь одна», — подумает одинокая мать. Молодая семья подумает: «Мы студенты, но нам поможет государство, дадут семейную комнату в общежитии, повысят стипендию». Вот о чем идет разговор. Поэтому прежде, чем принимать какие-то запретные меры — необходимо нам, законодателям, исполнительной власти, спросить всё ли мы сделали для того, чтобы женщина не боялась рожать ребенка.
Нина Александровна указывает, что вопрос демографии в России необходимо рассматривать более комплексно. Депутат считает, что необходимо сначала продумать меры поддержки уже существующих семей, а потом уже говорить о каких-то запретах. Но при этом Нина Останина указывает, что только мерами материальной поддержки проблему демографии не решить.
Нина Останина, депутат ГосдумыТолько мерами материальной поддержки, выплатами проблему демографии невозможно решить. Есть незримые меры поддержки, которые берет на себя государство вместо семьи. Например, предоставили семейное общежитие. Но ребята окончили вуз, а ребенка куда девать? Бесплатные ясли, бесплатный детский сад, бесплатная школа, бюджетное место в вузе. Ребенок болеет — бесплатно его можно полечить. Ребенок пошел в школу — каждое лето бесплатно отдохнул. Я вот о чем сейчас говорю.
Эти меры, безусловно, важны, так же как и пропаганда сохранения традиционных семейных ценностей. Например, в Комитете по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства предложили в школах курс семьеведения, где детям расскажут о важности семьи, а также о юридическом статусе семьи и о правах, обязанностях супругов, родителей и детей и важнейших вопросах семейного права.
Нина Останина, депутат ГосдумыСейчас Министерство просвещения согласилось с нами, что это нужно делать. Но как это будет? Либо это дополнительно, вместо разговоров о важном, условно говоря, чтобы не Юлия Пересильд рассказывала сказки, где она пропагандирует бутерброды после полетов в космос. А может, действительно, это были бы разговоры о том, какое у нас законодательство в России. Что влечет за собой, когда отношения между подростками переходят уже из плоскости плотских отношений, в другую плоскость, где в 12 лет она становится мамой. Ну ты-то несешь ответственность за это или нет? Что предполагает наш семейный кодекс? Или ты вышла замуж за иностранца. Ты понимаешь, что если у тебя случился развод, то ребенок с тобой никогда не вернется в твою страну? Поэтому понимаешь, какой брачный контракт ты будешь заключать. То есть надо готовить сегодня наших молодых людей к их будущей семейной жизни. И это правильно.
Совсем недавно Нина Александровна внесла поправку в Федеральный бюджет о сохранении финансирования дополнительного образования, а это бесплатные кружки, секции и так далее. В 2023 году на допобразование выделялось 32 миллиарда рублей. На следующий год запланировано 23,5 миллиарда, а на 2025 год 13,4 миллиарда рублей. Теперь бОльшая часть трат на допобразование ложится на плечи родителей, говорит депутат.
Нина Останина, депутат ГосдумыНынешнее материальное обеспечение семьей далеко не всегда позволяет это сделать. Даже отдых далеко не каждая семья может обеспечить своему ребенку. Это тоже сейчас ложится на плечи родителей. Поэтому вот вы сейчас спрашиваете, чем можно помочь? Конечно, и эти деньги тоже должны выделяться за счет государства. У нас была такая статья в бюджете «Оказание поддержки детям в трудной жизненной ситуации». Да по сути у нас все семьи, где родился уже первый ребенок, оказываются в таком состоянии напряженном, и требуются меры материальной поддержки. Не обязательно же давать там деньги 40 тысяч, но направь этого ребенка за счет бюджета летом в загородный лагерь отдохнуть, вот тебе уже и мера поддержки. Вот почему это нужно. Если мы хотим, чтобы наши дети были здоровыми, если мы хотим, чтобы они не только физически, но и душевно были здоровыми, если мы хотим, чтобы они были развитыми, если мы хотим, чтобы они не комплексовали, мы должны помочь нашим детям за счет бюджетных средств. Но нельзя сваливать это только на полномочия местной власти, на полномочия муниципалитетов, даже на полномочия регионов. Потому что финансовые возможности регионов очень разные. И здесь, исходя из этого, конечно, необходимо выработать единые стандарты, чтобы семья переезжая из одного субъекта в другой, из Москвы, например, в Орск, понимала, что ребенку будет тут ничуть не хуже жить. Что дети получат качественное образование в школе, что дети тоже будут ходить в кружки. Мы же говорим о едином образовательном пространстве, едином жизненном пространстве, поэтому стандарты должны быть везде одинаковы.
Ещё из важного — в России на 130 миллиардов рублей сокращается финансирование материнского капитала с 2024-го по 2026-й год. Нина Останина считает, что это недопустимо. Тем более явно наблюдается противоречие: правительство выступает за повышение рождаемости, но при этом не планирует прирост населения, сокращая финансирование маткапитала.
Нина Останина, депутат ГосдумыМаткапитал как мера стимулирующая рождение ребенка, я отмечу, что в отличие от единого пособия, у нас никаких критериев нет выплаты маткапитала. Вот ты, гражданин РФ, ребенок родился, все, имеешь право на получение маткапитала. Все получают. Хоть у тебя один прожиточный минимум, хоть два, хоть три на ребенка, ты имеешь право на маткапитал. Так вот, этот маткапитал, как стимулирующая мера, он и должен побуждать семью рожать следующего ребенка. Первого родил, на второго там плюс 50%, на третьего плюс еще 50%, на четвертого плюс еще 50%, а на пятого вообще давать жилищный сертификат, потому что у нас не так много семей многодетных, насчитывается 2,5 млн. Чуть более 1 миллиона, это с тремя детьми, но дальше 4-5, совсем мало таких детей. Конечно, хорошо, если бы была поощрительная мера со стороны государства, но за счет федерального бюджета. Вот я это подчеркиваю. У нас вообще главная задача перенести поддержку семьи, материнства, отцовства, детства с муниципального, регионального на федеральный уровень. Это чрезвычайно важно сейчас. Поэтому да, материнский капитал, вот как средство стимулирующее рождение детей, он должен идти по прогрессирующей. Деньги есть, ну прими закон о прогрессивной шкале подоходного налога. Обяжи депутатов платить не 13%, как учитель в городе Орске, а пусть платят 30-45%. Мне кажется, что ни один депутат ноги не протянет, но это даст возможность наполнить доходную часть бюджета.
Нина Александровна отмечает, что причина вышеобозначенного противоречия — отсутствие продуманной государственной демографической политики, так как она носит ведомственный характер. То есть за единое пособие отвечает Минтруд, за образование детей — Министерство просвещения, а за высшее образование — Минобр и так далее. А единой политики нет, отмечает депутат.
Нина Останина, депутат ГосдумыПочему мы тогда удивляемся этим противоречивым заявлением? Это у нас только президент может поставить точку в этих вопросах. 3 ноября новый состав общественной палаты задает вопрос. «Владимир Владимирович, вот для того, чтобы решить сейчас проблему демографическую, надо нам запретить продавать препараты по прерыванию беременности? Вот вы как считаете»? Он сказал: «Знаете, тут либо препараты запрещать, либо подумать о мерах социальной поддержки. Давайте на второй цели сосредоточимся». Вот мне казалось, что он уже как-то задал тон нашей государственной политике. А нет пока еще. Опять появляются тут экзотичные сенаторы, которые заявляют: «Женщины, ну зачем вам учиться? Ну вы ребенка-то родите и воспитывайте этого ребенка», при том забывая о том, что сама она получает сенаторскую заплату. Раз в месяц всего заседает там, в этом сенате, есть возможность и детьми тоже заняться. Или там депутаты отдельные, горячие головы: «Слушаете женщины, если вы забеременели, государство у вас выкупит этого ребенка». Я не знаю. Я даже предложила председателю Думы вообще запретить делать такого рода публичные заявления, потому что они с одной стороны пугают, наверное, и женщин наших пугают. Потому что каждая мать и каждый отец хотят сами воспитывать своего ребенка, государство просто обязано им помочь. Второе, но у нас же есть уголовный кодекс, у нас купля-продажа и торговля детьми все-таки запрещена. Мы даже запрещаем иностранным гражданам покупать наших детей, но почему-то внутри страны мы разрешаем это. Поэтому, конечно, повторяю, что у нас нет единой государственной демографической политики.
Перейдём от федеральной повестки к региональной. Совсем недавно глава Орска заявил, что из-за того, что депутаты КПРФ Заксоба проголосовали против областного бюджета, Орск получил деньги на капремонт только одной школы вместо четырех. Нина Останина поддержала своих коллег по партии, заявив, что необходимо отстаивать свои позиции, если депутат видит, что средства бюджета можно направить на другие сферы. Дополнительные средства можно добыть, отмечает Нина Александровна, если ввести прогрессивный* подоходный налог.
Нина Останина, депутат ГосдумыДля того, чтобы в Орске отремонтировали 4 школы, как это и планировали, то не надо просто так соглашаться, сразу нажимать кнопку или поднимать руку для того, чтобы угодить тому, кто внес этот бюджет. Надо отстаивать. Я депутат не первого созыва. Мы, когда был Виктор Степанович [Черномырдин] главой правительства, бюджет возвращали. Что же делать, говорил Виктор Степанович. Работать. Добавляйте деньги на образование, деньги на безопасность шахтерского труда — выделили. Тут вопрос воли политической. И соглашаться с тем, что какие-то мои точечные предложения приняты, потому что я вижу, что это можно и нужно сделать иначе. Когда мне председатель бюджетного комитета говорит: «Почему против голосуете»? Я ей объяснила. Потому что я знаю, где можно взять эти деньги. Я знаю, что и с Макарова можно взять деньги, и с меня, и с других депутатов, увеличив подоходный налог с нас. Или проведя национализацию. Депутаты в Крыму взяли и национализировали всё имущество украинских олигархов. А мы почему этого сделать не можем? Чем наше законадательство отличается от законадательства Крыма, который вошел в состав Российской Федерации. Поэтому я знаю, как это сделать, знаю где взять деньги. Буду говорить об этом открыто. Депутаты Законодательного Собрания тоже знают куда направить эти деньги. Так что я поддерживаю своих коллег и придерживаюсь такой же позиции.
*Прогрессивный налог — налог, ставка которого увеличивается при росте величины облагаемого дохода.
Также Нина Останина рассказала о том, как прошла встреча с главой Орска. На ней также присутствовали депутаты фракции КПРФ Законодательного собрания Оренбургской области Владимир Гудомаров, Сергей Романенко и Нурлан Мунжасаров. В интервью нашей съёмочной группе после этой встречи Нина Александровна рассказала, что пост, который был опубликован градоначальником по её итогам, содержит мысли и вопросы, которые вообще не обсуждались. Депутат в своем телеграм-канале опубликовала отчёт, в котором подробно рассказала, какие темы поднимались, а также раскритиковала работу пресс-службы главы.
Фото: телеграм-канал Нины Останиной
Депутат Законодательного Собрания Оренбургской области Владимир Гудомаров предоставил нам список вопросов, которые были предложены для обсуждения. В своем посте глава Орска их не упомянул.
Фото: предоставлено Владимиром Гудомаровым
Нина Останина резюмирует — если орчане проголосовали за коммунистов, то главе города придется работать именно с этими депутатами.