Фото: ORSK.RU
Заброшенная теплица на территории школы №43 может превратиться в музей орской идентичности. Звучит фантастически. Но проект реальнее, чем может показаться. Итак, когда-то в одном здании были школьные лаборатории, в другом, обшитом металлом — выращивали растения советские ученики. В 90-е объект был забыт и заброшен. Пока через три десятка лет заместителю директора школы Ивану Сотникову не пришла идея превратить теплицы в некое творческое пространство.
Заброшенная теплица на территории школы №43 может превратиться в музей орской идентичности. Звучит фантастически. Но проект реальнее, чем может показаться. Итак, когда-то в одном здании были школьные лаборатории, в другом, обшитом металлом — выращивали растения советские ученики. В 90-е объект был забыт и заброшен. Пока через три десятка лет заместителю директора школы Ивану Сотникову не пришла идея превратить теплицы в некое творческое пространство.
Иван Сотников, заместитель директора школы №43 г.ОрскаЕсть же примеры, когда в промышленных старых зданиях делают креативные пространства. Например, меня вдохновлял музей на заводе в Сысерти, там экскурсовод Саша Савичев, это педагог дополнительного образования. Старый завод конца XIX в ещё большем был запустении, он сделал музей и теперь это точка притяжения всей России в Сысерти. Почему бы не сделать подобный музей в теплице, чтоб он был и детям интересным, и взрослым, чтобы он стал народным проектом.
Пока что помещение выглядит как склад. Но на этом складе все вещи — с историей о том, как жили обычные жители города Орска 20-30 лет назад. Даже обычный дорожный чемодан — это ларец с воспоминаниями.
— Не как сейчас на колесиках, а ящик. Он деревянный, тут всякие замочки— Их возили на каталках— Да, ты выходишь из поезда, подбегает носильщик...если кто читал книгу «Что я видел», всё, что я видел, это музей про вот это вот. Борис Житков. И про чемоданы, и про сундуки, и как примус работает, как радиоприемник работает, и комод и все подряд.
Есть среди будущих экспонатов статуэтки, сундук, радиоприемник, ковер...
Фото: ORSK.RU
Вообще, идея музея не привязана к какому-то конкретному историческому периоду. Смысл её именно в духе и атмосфере.
Иван Сотников, заместитель директора школы №43 г.Орска
Изначальная концепция музея это город Орска, повседневность городская, не исторические события, а именно то, как все каждый день жили, как идентичность ковалась, вышивалась, вырабатывалась.
Тем не менее, точка отсчета есть и она вполне материальна, это...детская хлопковая футболка.
Иван Сотников, заместитель директора школы №43 г.Орска
Вооот, 85 год тоже! Ещё с этикеткой, даже не носили. Её произвели на Орской трикотажной фабрике в честь фестиваля молодежи и вот не встретишь ни одной фотографии в Орске с какого-то летнего лагеря, на которой не было бы ребёнка в такой футболочке. Как раз с этого периода мы отсчитываем хронологию этого музея, всю хронологию школы и 240 квартала.
Иван Сотников работает тут не один. Его поддерживают ученики, их родители, друзья, заинтересованные активисты, которые убирают, моют, демонтируют, чистят. Работы еще много: ведь вторая секция всё еще завалена хламом, кроме того, необходимо сделать косметический ремонт, восстановить освещение, благоустроить территорию рядом со зданием.
Принимают они и экспонаты. Их сюда несут и везут и местные жители, и гости города. Например, в школьной библиотеке под стеклом хранятся произведения Аксакова с дарственной надписью 42 года. Их привезли из Екатеринбурга. Есть книги на религиозную тему, датированные 39 годом, в самый пик Большого террора, когда издание и распространение христианской литературы приравнивалось к антисоветской пропаганде. За такие дела можно было получить и высшую меру наказания.
Изначально проект был задуман как музей 240 квартала, но со временем идея поменялась на более общую. Не конкретный район, а город. Но тем не менее, привязка к местности тут есть.
Иван Сотников, заместитель директора школы №43 г.ОрскаС чего начали строиться школы. Пустынная местность, такая погода стоит, и эту школу возводят. Котлован на месте школы. Можно восстановить всю эту хронологию, как все было, как школу открывали. Вот это 85 год.
Инициативная группа будет рада любой поддержке: рабочим рукам, экспонатам, и просто интересу к необычному проекту.