2024 год в России объявлен «годом семьи». Это повод вернуться к важным темам, связанными с отношениями, воспитанием детей, развитием семейных ценностей. Это серьёзные проблемы, с которыми сталкиваются миллионы современных семей. Психотерапевт из Орска Андрей Носов согласился обсудить с нами несколько актуальных вопросов, и дать полезные советы.
Домашнее насилие: Что делать и как избежать?
Андрей Носов, врач-психиатр областной психиатрической больницы № 3
Домашнее насилие, оно всегда двух, а то и трехгранное. Это тот человек, который это насилие совершает, тот человек, который это насилие испытывает, и тот человек, который является свидетелем этого насилия. Роли могут распределяться по-разному, не обязательно мужчина — это небритый алкоголик, а женщина — это затюканная женщина. Иногда бывает родственники являются, как вы выразились, абьюзерами. Ну пусть оставим это слово, коль оно так конкретно вошло в наш лексикон. Если оно вдруг случилось, необходимо бить в набат, кричать о помощи и находить четвертую сторону, которая может помочь в этом.
Очень часто мы слышим фразу «не обращай внимания» на какие-то слова или действия. Но нет, надо ровно наоборот, ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ. Очень часто бывает так, что человек не видит в своих словах и поступках абьюза и тогда очень важно вовремя обратить внимание и указать на это. НО НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ, настаивает психотерапевт, не стоит давать сдачи. «Насилие порождает насилие», очень редко, когда таким способом можно добиться прекращения агрессии.
Сразу же при первых «звоночках» стоит обратиться к специалисту.
Андрей Носов, врач-психиатр областной психиатрической больницы № 3
И если на начальных этапах, извините, но все-таки токсичных отношений, тоже буду пользоваться сленгом, если на начальном этапе подобных отношений оказать помощь этой системе из трех составляющих, то, скорее всего, эта семья будет сохранена и эта семья будет функционировать именно как ячейка общества, а не как что-то, что прописано на бумаге в ЗАГСе и штампика, который есть в паспорте, соответствующими СНИЛСами, свидетельствами о рождении и так далее.
В случае, когда вы всё-таки решились обратится к психотерапевту, очень важно выбрать правильного и квалифицированного специалиста, у которого есть высшее медицинское образование, который получил повышение квалификации по курсу семейной психологии. И тогда можно будет выстроить крепкую, здоровую и любящую семью, в которой все друг друга уважают и нет места никакому насилию.
Перейдем от семьи к школьному воспитанию. Практически во всех школах сейчас есть психологи, но к сожалению, не все школьные специалисты имеют должную квалификацию. И тогда назревает вопрос, что делать, если в школе неквалифицированный психолог?
Что делать, если в школе неквалифицированный психолог?
Андрей Носов, врач-психиатр областной психиатрической больницы № 3
Это проблемы руководства школы и, если есть обоснованные жалобы на нарушение каких-то законов в образовании или некомпетентность специалиста, необходимо воздействовать в рамках правового поля с руководством образовательного учреждения. Очень часто эти специалисты оторваны от своего коллегиального круга.
То есть, пока преподаватель математики может подойти к другому преподавателю и попросить совета или помощи, у психологов в самой школе такой возможности нет.
Андрей Носов, врач-психиатр областной психиатрической больницы № 3
Вопрос к психологу, который оторван: «Что мешает вступить в сообщество, в профессиональный союз? Позвонить другому психологу?» За спрос денег не берут. Даже если первый откажет, то второй, третий и четвертый с удовольствием обсудят методики воздействия на учеников. Правовое поле, как себя вести в той или иной ситуации нестандартной, то, чему не учат в образовательном учреждении, поделиться опытом, и, в следующий раз прийти на работу не к этим бешеным детишкам, а с удовольствием к этим цветам жизни, которые весьма милые.
Буллинг в школе
В учебных заведениях очень важно разделять ответственность педагогов и родителей. Очень часто дети в школе сталкиваются с травлей. Иногда может показаться, что она взялась из неоткуда, но нет. Ничего просто так появиться не может, утверждает психотерапевт. Это противоречит всем химическим, физическим и математическим законам.
Андрей Носов, врач-психиатр областной психиатрической больницы № 3
Ничто ниоткуда никогда не берется. Как правило, после того, как случается какой-то инцидент, находят, откуда это могло взяться. Но не находят откуда взялось то, из-за чего взялось то, из-за чего произошел инцидент. Это вопрос компетентности педагогов. Это вопрос разделения ответственности между педагогами и ответственными родителями. Для одного человека одно моральное, психологическое, физическое, сексуальное воздействие может вызвать усмешку, а другому человеку это принесет катастрофу, которая будет оставаться с ним на очень долгие годы. И индивидуальный подход к каждому ученику — это то, к чему нужно стремиться.
Если раньше все стремились к созданию одного стандарта для всех в учебе, работе, лечении, то сейчас всё перевернулось наоборот. Во всех сферах жизнедеятельности есть стремление найти индивидуальный подход к каждому человеку, пациенту или гостю.
Андрей Носов, врач-психиатр областной психиатрической больницы № 3
То же самое нужно делать в школах. А школы — тоже семья. Индивидуальный подход. Не нужно приходить и говорить: «Мой ребенок особенный. Он будет у меня ходить с зеленым крокодильчиком на занятия в 9 классе». Нужно понять, зачем ему нужен этот крокодильчик и мешает ли он всем остальным. Если он никому не мешает — ради бога, хочет на голове ходить — пожалуйста, если это никому не мешает. Индивидуальный подход это и взаимодействие учителя, опекуна либо родителя и ученика. Не надо его выбрасывать из этого тандема, из этой системы. Он является частью системы. Мое сугубо личное мнение, и оно очень утопичное, но так или иначе приблизиться к этому можно. Гениальные люди могли не проявить свою гениальность, если не попали бы в нужное место, в нужное время, либо не добились всего своим непробиваемым упорством.
То есть для решения огромного количества проблем необходимо постараться, найти индивидуальный подход к человеку, поговорить. В школе — обязательно выстроить и правильно разделить зоны ответственности между педагогами, родителями и самим учеником. Очень важно — разговаривать.
Андрей Носов, врач-психиатр областной психиатрической больницы № 3
Разговор – часть коммуникации. Коммуникация может быть вербальная, может быть невербальная. Учитель может спросить: «Что тебе понравилось сегодня?» Или бросить ему анкету, которая заляпана жирными руками только что съеденных пирожков, потому что учитель что-то не в настроении. Часть коммуникации. Надо построить всю коммуникацию, а вообще не только его часть. Хоть вербальная, хоть не вербальная. Ученик, ребёнок, воспитанник. Просто любой человек должен ощущать вовлечённость остальных в собственную жизнь.
Ну и последний вопрос, который мы адресовали специалисту — что представляет собой работа психотерапевта с ребенком?
Андрей Носов, врач-психиатр областной психиатрической больницы № 3
Если обобщить помощь, то с нуля лет ребёнок встречается теперь с врачом-психиатром. В основном, эта помощь направлена на диагностику. Врач-психиатр больше помогает доктору-педиатру, который ведет после родов человека, в диагностике каких-то нарушений. После трех лет уже идет помощь психиатрическая. Как правило, здоровыми детьми психиатры не занимаются. Это удел педагогов. И занимаются только больными. Но в период полового созревания, у всех по-разному, там 12–13, до 15 лет, уже человек может получить психотерапевтическую или психиатрическую помощь уже при незначительных нарушениях.
Часто мы слышим фразу: «А мы вот без ваших психологов росли, и ничего, нормальные». Такая позиция может привести к тому, что как только вашему ребенку исполнится 18 лет, он купит билет на самолет в один конец и улетит, туда, где ему будет спокойно. Однако если сравнивать ситуацию нынешнюю и ситуацию 10–15 лет назад, то, по словам Андрея Носова, сейчас ситуация складывается гораздо лучше, отношения между детьми, родителями, педагогами становятся всё более гармоничными и развиваются.