Руководство орского водоканала рассказало о взаимодействии с коммунальными службами и надзорными ведомствами, а также о ситуации в поселке ОЗТП. На вопросы журналистов ответил и.о. главного инженера «РВК-Орск» Сергей Постников.
— Накануне в город приезжал прокурор области Руслан Медведев. У него возникли вопросы к работе водоканала. По сообщениям прокуратуры, в отношении ООО «РВК-Орск» внесено 16 представлений об устранении нарушений. С чем они связаны, как их устраняют?
Переданные в 2021 году коммуникации имеют износ около 75%. Очевидно, что невозможно полностью уйти от аварийности при таких исходных параметрах. Да, зачастую для устранения аварий мы вынуждены ограничивать подачу ресурса, перерывы в оказании услуг или перекопы, которые не всегда возможно заасфальтировать сразу, становятся поводом для применения таких мер со стороны надзорных ведомств. Но аварийные ситуации устраняются, водоснабжение восстанавливается, благоустройством занимаемся – за прошлый дорожный сезон отработали 75 заявок. Мы работаем в рамках правового поля, на все запросы реагируем, информацию предоставляем в положенные сроки.
Мы понимаем и полностью разделяем озабоченность прокуратуры вопросами ЖКХ, так как много лет сети изнашивались и не реконструировались должным образом. Мы, как гарантирующая организация, всегда открыто взаимодействуем с надзорными ведомствами, СМИ, абонентами. Именно потому, что от нас есть обратная связь и мы не уходим в «глухую оборону», на нас и сосредоточено внимание. Со своей стороны активно взаимодействуем со всеми ведомствами, информируем обо всех ситуациях, оперативно предоставляем сведения для рассмотрения обращений, выезжаем совместно при приглашении наших представителей на замеры.
— Поселок ОЗТП – проблемный район, где жители периодически остаются без воды. В январе этого года ситуация достигла предела. В течение месяца было несколько отключений, наблюдаются проблемы с напором на верхних этажах. С чем это связано, и какие меры предпринимаются «РВК-Орск» для решения проблемы?
Водоводу почти 50 лет, осенью заменили наиболее аварийный участок длиной 500м, чтобы избежать крупных аварий и внезапных отключений. Да, погода, в том числе морозы, ветхость, подвижки грунта делают свое дело, провоцируя порывы. Сейчас мы устраняем эти «узкие места» и стараемся спланировать работы так, чтобы все были уведомлены об отключении за несколько дней. Ввиду скрытых дефектов, труднодоступности участка, особенностей залегания, большого диаметра нельзя провести все работы одномоментно – мы не можем так надолго оставлять людей без воды. Поэтому работы разбиваются на этапы, каждому предшествует подготовка техники, расстановка бригад, оповещение населения. Работы велись 12 и 17 января с отключением, 16 числа – без. 24 января мы рассчитываем провести финальный этап.
Давление на основной магистрали мы поддерживаем на штатном уровне. Да, остались локальные адреса, где есть проблемы с напором. Все они фиксируются, в каждом случае устанавливается возможная причина: где-то сказывается утечка, где-то – проблема в работе подкачивающих устройств, за работоспособность которых в домах отвечают управляющие организации. До них мы эту информацию оперативно доводим, как это было с улицей Андреева, 7. К сожалению, не всегда коллеги к нашим сигналам относятся внимательно, приходится подключать городские власти, чтобы УК дала доступ к своему оборудованию и позволила оказать содействие в пуске насосов.
Наверное, это как раз та зона роста, где надо активнее работать с надзорными ведомствами, возможно, они смогут применить должные меры реагирования к тем, кто не осуществляет допуск специалистов, не оплачивает счета, вмешивается в работу общедомовых приборов учета. Надеемся, что прокуратура поможет изменить эту ситуацию.
— Прокурор дал поручение вести мониторинг ситуации с водоснабжением поселка, чтобы избежать манипуляции с данными. Как вы это прокомментируете?
И мы полностью поддерживаем это решение. Более того, мы готовы выезжать по адресам и вместе с представителями прокуратуры проводить эти замеры, отслеживать всю ситуацию в моменте.
— Неоднократно говорилось, что наиболее частой причиной аварий является ветхость сетей. Одна из задач «Росводоканала» – обновление коммуникаций. Сколько километров сетей заменено за минувший год, на что, собственно, идут деньги? Почему «Росводоканал» не меняет весь водовод на ОЗТП?
Для обновления коммунальной инфраструктуры была разработана инвестиционная программа не первый долгосрочный период с 2021 по 2035 гг. Она прошла утверждение на уровне регионального Минстроя. В 2023 году «РВК-Орск» инвестировал более 300 млн рублей. Выполнение мероприятий контролируется муниципалитетом и регионом. За прошлый год было отремонтировано и построено почти 10 км сетей водоснабжения и водоотведения. Обновить 900 км одномоментно невозможно. И если порыв на каком-то из водопроводов приводит к временному ограничению водоснабжения в одном микрорайоне, то выход из строя водозаборных сооружений чреват последствиями для целого города. Поэтому в инвестпрограмме запланировано капитальное обновление не сколько сетей, сколько прочих критически значимых объектов.
Предварительный расчет показал, что на полную замену сетей в поселке ОЗТП нужен 1 млрд рублей, в то время как утвержденная инвестпрорамма на период концессии – 3,2 млрд рублей. Мы работаем по тому плану, который был утверждён на уровне региона, и наша задача – реализовать обозначенные в нём мероприятия. Это модернизация и строительство крупнейших инфраструктурных объектов. Ремонт городских сетей ведем поэтапно, в том числе в рамках ежегодной производственной программы.
— Жители жалуются, что им очень долго приходится ждать приезда аварийных бригад. Что мешает отрабатывать заявки оперативно в день поступления и почему дозвониться в диспетчерскую водоканала зачастую получается лишь после нескольких попыток?
Все аварии устраняются в порядке приоритетности и очередности. К тому же, мы обязаны учитывать все требования по согласованию земляных работ и наличие смежных коммуникаций других сетевых служб. Старые сети – это всегда немалое число аварий. Человеческие ресурсы небезграничны: нехватка рабочих рук – общая тенденция для всего Оренбуржья. Будем укреплять наш кадровый потенциал. Сейчас находимся на пути HR-трансформации, надеемся, это даст нужный эффект. Относительно работы диспетчерской службы: она работает круглосуточно, к сожалению, в пиковые часы линия может быть занята и человек дозванивается к нам не с первой попытки. Прорабатываем оптимизацию процесса дозвона до ЦДС. Все заявки абонентов диспетчеры фиксируют и передают на участки.