Подобные случаи в оренбургской глубинке не единичные.
В студенческие годы мне нравилось перечитывать гоголевские «Мертвые души», поражала та хитрая изощренность, с которой действовал герой поэмы Павел Иванович Чичиков. По всей видимости, «Мертвые души» являются настольной книгой у руководства и сотрудников «Оренбургрегионагаза», ибо представители этой организации подобно Чичикову пытаются нажиться на людях, которых давным-давно нет в живых.
— Моя мама жила в Шарлыкском районе в селе Мустафино. В июне 2005 года она умерла, а в конце того же месяца в районной газовой службе, предъявив свидетельство о смерти, я написала заявление на отключение газа в доме, — рассказала оренбурженка Сания Зайнугобдинова.
Подача «голубого» топлива была прекращена, но спустя два месяца, согласно акта-наряда, газ снова был подключен по устной просьбе наследников жилья — сводных братьев и сестер Сании Ахсановны, — так как они пустили в дом квартирантов. Причем в акте-наряде на подключение стоит подпись абонента, которого на тот момент уже не было в живых.
— Подпись подделали сами газовики, и этого они не скрывают, — сообщила Сания Ахсановна. — На суде юристы «Оренбургрегионагаза» признались, что частенько расписываются в документах за других людей.
Квартиранты в полуразвалившейся деревенской избушке прожили до весны следующего года, исправно оплачивая за потребленное голубое топливо. С мая 2006-го и до августа нынешнего года по документам дом пустовал. В нем никто не был прописан, и жить было практически невозможно: кухонной плиты и котла для обогрева там не было. Но счета за газ (из расчета на одного человека — покойную бабушку) продолжали исправно приходить.
К июлю 2009 года абонент Аминова М.Ю., умершая больше трех лет назад, оказалась должна «Оренбургрегионгазу» 36671 рубль. Однако позже, в ходе судебной тяжбы в уточнении исковых требований, газовики с «барского плеча» скостили задолженность до 24000 рублей.
— Человек, ушедший из жизни, автоматически теряет свои права и обязанности. По закону поставщики газа обязаны были перезаключить договор с новыми владельцами дома, — объяснил юрист Игорь Жеребцов.
Оренбурженка много раз просила сотрудников предприятия разобраться в парадоксальной ситуации, но все попытки оказывались тщетными. Ответ был один: оплачивайте задолженность.
— Перед тем как подать иск в суд, я приходила лично к генеральному директору «Оренбургрегионагаза» Шишкину, однако дальше его приемной пройти не удалось, отправили к его заместителю Шумскому, который, не дав открыть мне рта, заявил, что я как новый собственник жилья несу бремя имущества, — вздохнула женщина.
Как выясняется, ситуация с мертвой душой не единична.
— В том же селе, где проживала моя мать, умерли еще несколько стариков, и на их имена также приходят счета за газ. Наследники вынуждены оплачивать долги, так как нет времени на разбирательства, да и не знают они, как разрешить проблему. На адвоката у крестьян просто нет средств, — посетовала Сания Зайнугобдинова. — Суд продолжается, и в чью пользу он завершится — не знаю.
Мереке Ульманов.
Источник: «КП»-Оренбург».