Редкий водитель доедет до середины проспекта Ленина в Орске, не матюкнувшись в адрес вскрытых трамвайных путей. Те орчане, которые погружены в местную новостную повестку, добавляют пару крепких словечек в адрес подрядчика, с которым администрация решила в одностороннем порядке расторгнуть договор, цитируем, «в связи с неисполнением условий контракта». Но если копнуть поглубже, то у истории появляются новые грани. Итак, в декабре 2023 года фирма «Строительная компания» выигрывает торги на ремонт покрытие междупутья по пр. Ленина, пр. Мира и ул. Краматорской, а также ремонт самого трамвайного пути. Подрядчик начинает изготовление плит для перекрытия, демонтирует старые плиты, вывозит их, нанимает организацию из Челябинска, которая занимается именно ремонтами трамвайных путей. И та после обследования участка приходит к выводу — выполнить условия контракта невозможно. Нужны другие виды работ.
Дмитрий Бородулин, директор ООО «Строительная компания»Обратились в администрацию, письменно, официально, к организации подрядной обратились, у которой конкретная работа по ремонту трамвайных путей, у них Челябинск, Магнитогорск, очень крупные города с большим опытом, решили их привлечь. При проведении контрольного осмотра выяснилось, что надо тут капитальный ремонт делать, мы обратились в администрацию, администрация нас потихоньку отодвинула.
Дмитрий Бородулин, руководитель подрядной организации, показал нашей съемочной группе мелкие, но очень важные нюансы, которые обнажились при демонтаже: половина болтов в трамвайных путях отсутствует, между рельсами зияют щели, которых в принципе быть не должно, перепады по уровню заметны и без нивелира.
Рельсы должны быть идеально прямыми, как стрелы, и любые перепады означают, что под ними проседает основание, вероятно, прогнили шпалы.
Рельсы изношены настолько, что не подлежат ремонту, а только полной замене. Это в телефонном разговоре подтвердил нам и управляющий челябинской экспертной организации ООО «Стройсервис» Максим Несветаев. Передвигаться по таким путям опасно, они в аварийном состоянии.
Фото: ORSK.RU
К тому же, ремонт путей подразумевает гарантию в течение пяти лет, а при таких вводных невозможно дать гарантию вообще. Если их не ремонтировать капитально, то трамвай просто может слететь с разбитых рельс и ехать по новой плитке без тормозов, пока не врежется в какую-то преграду. К слову, сама плитка уже готова.
Фото:ORSK.RU
Орский подрядчик изготовил её и теперь она просто лежит на складах. Хотя по всем срокам «Строительная компания» уже могла её уложить. Но скорее всего, плитку придется законсервировать.
Есть такое выражение — мертвый груз. А плитка это иллюстрация к этому понятию. Никуда, кроме трамвайных путей, она не годится, у нее свой ГОСТ и свои размеры. Соответсвенно, она оказалась не нужна, а как плитку наштамповали, так она и лежит на складах мертвым грузом.
Показали нам подрядчики и переписку, которая шла по поводу аварийных путей с администрацией Орска. Порядчик предлагал два варианта: уменьшить смету и исключить из неё ремонт трамвайной линии, или увеличить и включить капитальный ремонт. Во втором случае лот увеличился бы в цене в два раза, а то и больше. Но мунициалитет не принял ни одно предложения. А точнее, проигнорировал оба. Более того, по слова представителей «Строительной компании», муниципалитет не идет ни на какие переговоры, ни одного совместного выезда на объект не было, никаких ответов не дает.
Дмитрий Бородулин, директор ООО «Строительная компания»— Фактически отказала. Сказала выполнить работы, заложенные в смету, по которой мы выиграли тендер. И все.— А в смету заложена замена плитки и ремонт.— И ремонт трамвайных путей. А ремонт трамвайных путей нельзя сделать, потому что надо сделать капитальный ремонт. А то, что заложено по смете, это полумеры, которые приведут в дальнейшем к аварийной работе.
Надо ли говорить, что подрядчик уже вложился в работу спецтехники и людей, в демонтаж покрытия, в вывоз старой плитки на полигон, а это, на секунду, несколько миллионов рублей. И если администрация разрывает договор, то получается, что подрядчики просто бесплатно выполнили часть работы. Конечно, можно подать в арбитраж и вернуть затраченное, но обычно суды тянутся годами. И самое главное, что трамвайные пути как были аварийными, так и остались, только теперь они ещё и вскрытые.
Да никто даже не спорит, что трамвай комфортный, экологичный и народный вид транспорта. Но речь идёт о трамвайных путях. Обследованы участки на проспекте Ленина. А дальше что? Например, на Луче или на 6 школе? Неизвестно. И вообще, есть ли в Орске здоровые трамвайные рельсы или только недообследованные?