Сегодня, 30 августа, Международный день жертв насильственных исчезновений.
Насильственные исчезновения вошли в стратегию насаждения атмосферы террора и, по мнению экспертов превратились в глобальную проблему. Прежде подобные случаи ассоциировались с диктаторскими режимами, но сегодня они происходят в самых разных ситуациях, особенно при внутренних конфликтах как средство политического подавления оппонентов.
324 года назад началась Северная война между Россией и Швецией.
Длилась она более 20 лет. Целью ее был выход России к Балтийскому морю. 30 ноября 1700 года армия молодого русского царя Петра I была разбита под Нарвой шведским королем Карлом ХII. После поражения Петр провел ряд серьезных военных реформ, в результате которых были фактически заново созданы армия и Балтийский флот.
Летом 1704 года русские захватили Дерпт (Тарту) и Нарву, укрепились на побережье Финского залива. В то время Петр был готов заключить мирный договор со Швецией. Но Карл решил вести войну до полного конца, чтобы полностью отрезать Россию от морских торговых путей.
В июле 1709 года произошла грандиозная Полтавская битва, закончившаяся победой русской армии и определившая исход Северной войны. В 1721 году Северная война закончилась полной победой Петра I. К России отошли старинные русские земли, и она прочно укрепилась на берегах Балтийского моря.
Заглянем в недалекое от нас прошлое Орска. О чем 30 августа несколько лет назад писали местные газеты?
В номере газеты «Орская хроника» за 2003 год вышла статья о местном аэропорте. На городском совете депутатов народные избранники решали, как сохранить объект. Тогда ещё депутат Сергей Сухарев предложил своим коллегам съездить на место и посмотреть, что их себя представляет воздушная гавань Орска.
«...Как известно, аэропорт имеет статус международного и должен отвечать ряду соответствующих требований и стандартов. В частности, здесь размещаются пограничные, таможенные службы, оснащенные необходимым техническим оборудованием. Мы расположены на прямой линии Китай-Индия, заметил Сухарев, кроме того, немалую выгоду сулит соседство с так называемым шелковым путем. Сегодня Орск принимает 5-6 «бортов» в неделю: из Актюбинска, в Эмираты, Худжан (бывший Ленинабад) и Баку. Отвечает статусу и гостиница, построенная в прошлом году. Сооружение трехэтажное, рассчитано на 40 человек. Одно и двухместные номера выглядят уютными и гостеприимными, стоят по 557 и 446 рублей в сутки. Загружены они пока слабо, что не позволяет достигать должного уровня рентабельности. Но и не пустуют. Услугами пользуются в основном представители предприятий, встречающие гостей издалека, а также предприниматели, которые могут здесь же утром поставить автомобиль на охраняемую стоянку, слетать по делам, вечером вернуться.
После перерыва в работе горсовета приняли участие первый заместитель губернатора Б. Плохотнюк и генеральный директор Оренбургских авиалиний Б. Портников. С их появлением стала понятна причина выездного заседания. Все детали изложил начальник аэропорта. Мы отметили свое 45-летие, напомнил он. Между тем, юбилей получился отнюдь нерадостным, поскольку будущее находится под большим сомнением.
В Приволжском межрегиональном управлении содержатся 18 структурных подразделений. Наиболее крупные среди них - Нижний Новгород, Уфа, Самара, Оренбург. В список входит и Орск, где, кстати, взлетно-посадочная полоса измеряется почти тремя километрами. Обстоятельство весьма важное, так как позволяет принимать тяжелые машины. В 1999-2000 годах обслуживали по 180 транзитных рейсов, подчеркнул Сухарев, но сегодня наступили тяжелые времена. Головное предприятие - Оренбургские авиалинии - вложило в развитие Орска более 40 миллионов рублей. В мае аэропорт стал муниципальным, и текущие расходы являются непосильными. Они идут на ремонт основных фондов, отчисление социального налога, обеспечение в исправном состоянии существующей инфраструктуры. Немало средств уходит на регулярную профессиональную подготовку летчиков и техников, приобретение спецодежды. Выросшие коммунальные тарифы усугубляют и без того напряженную обстановку.
К слову, Оренбургские авиалинии по-прежнему выплачивают орским коллегам зарплату и вносят за них налоги. Но предпринимаемые меры особого эффекта не приносят. Поэтому не исключена вероятность повторения судьбы аэродромов «Сокол» и в Домбаровке, которые прекратили свое существование. Горсовет должен оказать аэропорту действенную помощь, призвал Плохотнюк.
Мнение депутатов, как и предполагалось, оказалось однозначным: объект следует сохранить во что бы то ни стало. Вопрос в другом: каким образом? Необходимо больше внимания уделять коммерциализации предоставляемых услуг, привлечь средства из Новотроицка, Гая, Медногорска, всей восточной части области, звучало на заседании»
Фото: 1743.ru
Заглянем на несколько лет назад. Давайте посмотрим, о чем рассказывали орские журналисты с экрана телевизора.
В народном календаре сегодня Мирон Ветрогон.
К этому времени начинался активный листопад, приближалась осень, и пора была заканчивать полевые работы. «На Мирона не отсеешься — на следующий год соберешь одни цветочки», — говорили крестьяне.
На Руси праздник имел еще одно название — Вдовьи помочи. Было принято помогать вдовам, сиротам и всем обездоленным.
30 августа именины отмечают Алексей, Илья, Мирон, Павел, Ульяна, Филипп.